Литература 18 века. Классицизм

Содержание

Слайд 2

Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в

Классицизм – художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века, в

основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой.
Слайд 3

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке.

Слайд 4

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе

европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Дмитрий Левицкий.
«Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»

Слайд 5

Возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли; Господство

Возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций
общественной мысли;
Господство идей патриотизма

и гражданственности;
Античность- пример идеального государственного устройства и гармоничных
соотношений человека с природой;
Античность воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности,
духовного и физического совершенства человека, идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.
Слайд 6

Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового

Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового

времени.
Воцарение Екатерины Великой положило конец
«елизаветинскому барокко» и краткому периоду Петра III с его интересом к рококо.
Классицизм оказался уместным в условиях укрепления культа государственности в Российской империи при Екатерине II.

Классицизм упорядочил облик русских городов и проник в самое глухое захолустье.
На фотографии — церковь в Тельме на востоке Сибири,
близ Усолья-Сибирского.

Слайд 7

Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не

Ранний классицизм (1760-е — 1-я пол. 1780-х годов), когда еще не

до конца изжиты признаки барокко и рококо.

Зрелый классицизм, строгий классицизм (1780-е — 1790-е годы) — почти
декларативное неприятие любых неклассических тенденций, принципиальное тяготение к антикизации.
Высокий классицизм, поздний классицизм, русский ампир (1-я треть XIX
века) — чувствуется влияние романтизма, окрепшего в живописи и графике.

Слайд 8

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении

Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении

разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных

дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.

Аничков дворец

Слайд 9

Пашков дом

Пашков дом

Слайд 10

Казанский собор, 1896 г.

Казанский собор, 1896 г.

Слайд 11

Таврический дворец

Таврический дворец

Слайд 12

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба

Слайд 13

В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля

В эпоху классицизма скульптура пользовалась уважением, как соответствующая главному требованию стиля

- подражанию природе, а также как самая сохранная часть античного наследия.
Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности.

Ф.Шубин.
«Екатерина-законодательница» (1790), ГРМ

Слайд 14

М. Козловский. Фонтан «Самсон», 1802, Петродворец, Большой каскад (реконструкция) М. Козловский. «Памятник Суворову», 1801, Санкт- Петербург

М. Козловский. Фонтан «Самсон»,

1802, Петродворец, Большой каскад (реконструкция)

М. Козловский. «Памятник Суворову»,

1801, Санкт- Петербург
Слайд 15

Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского

Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского

общества.
Для развития скульптуры этого периода оказался важен тот факт, что русская архитектура тогда поднялась на не бывало высокий уровень. В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов.

Триумфальные ворота в Москве

Слайд 16

Здание Адмиралтейства

Здание Адмиралтейства

Слайд 17

И. Теребенев. «Гений Славы, трубящий победу» на северном фасаде Адмиралтейства

И. Теребенев. «Гений Славы, трубящий победу» на северном фасаде Адмиралтейства

Слайд 18

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была

настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи.
В иерархии жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой — как из-за того, что античных образцов живописи практически не сохранилось, так и из-за более высокой мемориальной способности скульптуры, что было важным для назидательности классицизма.

Ф.С. Рокотов.
«Неизвестная в розовом»

Слайд 19

Д. Г. Левицкий Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769 Ф. Ржевская и Н. Давыдова. 1772

Д. Г. Левицкий

Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. 1769

Ф. Ржевская и Н.

Давыдова.
1772
Слайд 20

А. П. Лосенко Фёдор Волков Портрет Сумарокова

А. П. Лосенко

Фёдор Волков

Портрет Сумарокова

Слайд 21

Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен

Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с

процессом создания единых национальных государств.
Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.
Слайд 22

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства

и преобразований.
На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.
Слайд 23

Герои классицистических произведений -Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились

Герои классицистических произведений
-Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно

на положительных и отрицательных.

-Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.
- Каждый герой – характер, носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях.

Слайд 24

Принцип трех единств: Единство времени (действие развивается не более суток); Единство

Принцип трех единств:
Единство времени (действие развивается не более суток);
Единство действия (одна

сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);
-Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).
Слайд 25

Строгая иерархия жанров: Для произведений классицизма характерно строгое деление жанров на

Строгая иерархия жанров:

Для произведений классицизма характерно строгое деление жанров на

высокие
Трагедия,

эпопея, ода, героическая поэма

низкие
Комедия, сатира, басня, эпиграмма (короткое сатирическое произведение)

Слайд 26

Слайд 27

Представитель литературы Петровского времени

Представитель литературы Петровского времени

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая

Культ разума.
Художественное произведение организуется как искусственное,
логически построенное целое.
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Жизненные

явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые,
существенные черты и свойства.
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно;
положительные и отрицательные герои
противопоставляются.
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.