Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе Юный экскурсовод

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Корпус Бенуа В связи со значительным увеличением коллекции Русского музея в

Корпус Бенуа

В связи со значительным увеличением коллекции Русского музея в 1910-1914

годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был достроен. Он получил имя своего создателя - "корпус Бенуа".
В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.
Слайд 4

Слайд 5

Собор Воскресения Христова. Спас-на-Крови. На левом берегу канала Грибоедова стоит «Храм

Собор Воскресения Христова. Спас-на-Крови.

На левом берегу канала Грибоедова стоит «Храм воскресения

на крови», построенный на том месте, где 1 марта 1881 г. убит был народовольцами Александр II.
В этот день царь выехал в Михайловский манеж на так называемый «развод» войск (в то воскресенье развод был от Саперного батальона).
За его отъездом следила Перовская, прогуливавшаяся по Малой Садовой от Манежа к Невскому и обратно. Она несколько раз вынула платочек— условный сигнал того, что Александр не поедет обратно по Малой Садовой. Метальщики поспешили на набережную Екатерининского канала и там встретили царскую карету, направлявшуюся из Михайловского дворца, куда царь заезжал по дороге, к Зимнему.
Внезапно под каретою раздался оглушительный взрыв, ранивший казака и проходившего мальчика. Уцелевший Александр, направляясь к задержанному метальщику Рысакову, сказал: «Слава богу, я уцелел».«Еще слава ли богу»? — проговорил Рысаков. И вслед за тем, когда Александр пошел к месту взрыва, вторая бомба поразила и его и метальщика Гриневицкого. Смерть Александра наступила почти моментально.
Слайд 6

Слайд 7

Храм построен в том ложнорусском стиле, который прививался в России в

Храм построен в том ложнорусском стиле, который прививался в России в

связи с националистическими течениями: он должен был напоминать храм Василия Блаженного в Москве, но на самом деле вся конструктивная основа этого памятника, выросшая из форм деревянного зодчества Северной Руси, здесь совершенно не понята и изменена. Строитель храма, архитектор А. А. Парланд, в соответствии с придворными вкусами и взглядами, использовал лишь ряд декоративных деталей, прикрепив их к тяжелому каменному зданию. Внутри храм украшен мозаиками (некоторые по рисункам М. Нестерова). Храм строился очень долго (1883—1907), и на постройке его многие составили капиталы. Ближайшее участие в постройке принимал великий князь Владимир Александрович, брат Александра III, пользовавшийся ею как средством к извлечению средств из государственного сундука. («И строит, и строит все Влади-эмир. И долгой постройке дивится весь мир», — говорилось по этому поводу в современном стихотворении.) Место ранения Александра II на мостовой включено в корпус церкви и огорожено особой оградой.
Слайд 8

Слайд 9

Н. Л. Бенуа. Конкурсный проект.

Н. Л. Бенуа. Конкурсный проект.

Слайд 10

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери В год окончания работ по постройке

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

В год окончания работ по постройке храма

Воскресения Христова, А. А. Парланд построил часовню-ризницу. 27 апреля 1908 г. она была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II во имя Иверской иконы Божией Матери.
В часовню поместили пожертвования, поступавшие со всех концов России во время постройки храма. Здесь хранились и экспонировались иконы, церковная утварь и другие пожертвования, а также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, эскизы мозаик, образцы материалов, использованных в отделке.
Слайд 11

Слайд 12

Школа народного искусства В 1911 году газета "Санкт-Петербургские ведомости" опубликовала новость

Школа народного искусства

В 1911 году газета "Санкт-Петербургские ведомости" опубликовала новость о

том, что:
"В Петербурге, напротив Конюшенной площади, на левом берегу Мойки и Екатерининского канала будет воздвигнуто здание для Школы народного искусства. При этом цель создания подобной школы была вызвана необходимостью поддержать и возродить в современном народном искусстве его старинный дух и сами приёмы работы, пока ещё не произошло полного разрыва между народным искусством наших дней и искусством прошлого времени, когда русские мастера создавали не безвкусные, рассчитанные на дешёвый эффект вещи, а подлинные произведения искусства"
Слайд 13

Слайд 14

Комитетом Школы и Обществом архитекторов-художников в 1913 году был объявлен конкурс

Комитетом Школы и Обществом архитекторов-художников в 1913 году был объявлен конкурс

на создание эскиза проекта здания учебного заведения. Место для строительство зарезервировали в северо-западном углу Михайловского сада.
Конкурс возглавило жюри в составе М. С. Лялевича, Ф. И. Лидваля, М. М. Перетятковича и А. О. Таманяна. 23 января 1914 года первую премию жюри вручило проекту И. Ф. Беспалого, которым планировка мастерских и классов была выполнена наиболее рационально. Однако предлагаемый облик фасада не устроил конкурсную комиссию. Она решила, что Беспалый создал "недостаточно выразительный" для данного места облик здания. Доработать проект поручили архитектору Н. Е. Лансере. Он предложил оформить фасад здания в стиле модного в начале ХХ века петровского барокко, что было принято. Таким образом архитекторы вписали новую постройку в уже сложившийся ансамбль среди Спаса-на-крови, ограды Михайловского сада, Конюшенного двора и дома Адамини. Главный фасад в проекте был обращён не на набережную Екатерининского канала, как желала конкурсная комиссия, а в сторону реки Мойки.
Слайд 15

Слайд 16

Михайловский сад Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в

Михайловский сад

Территория современного Михайловского сада до основания Санкт-Петербурга входила в состав

охотничьих угодий шведского феодала. В 1712 году Петром I эта земля была отдана под устройство резиденции его жены, императрицы Екатерины. На том месте, где сейчас находится павильон Росси, был построен небольшой деревянный дворец, названный "Золотыми хоромами". При дворце был разбит сад, который простирался между реками Кривушей и Ериком (каналом Грибоедова и Фонтанкой) почти до Большой першпективы (Невского проспекта).
Сад при Золотых хоромах именовался Царицыным, или садом Её Величества. Окончательно же за садом закрепилось название Третий Летний сад. Здесь росли фруктовые деревья и ягодные кусты. Южнее дворца были вырыты пять прямоугольных прудов, в которых разводили рыбу. Восточнее Золотых хором располагались "фряжские итальянские погреба" с заморскими винами и другими съестными припасами для царского стола. 11 июля 1721 года камер-юнкер Берхгольц писал в своём дневнике о Третьем Летнем саде:
"Сад разведён недавно, и поэтому в нём ничего ещё нет, кроме уже довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому столу. По распоряжению царицы в оранжереях и парниках садовник Эклибан успешно выращивал бананы и ананасы".
Слайд 17

Слайд 18

При правлении императрицы Анны Иоанновны Третий Летний сад был переделан согласно

При правлении императрицы Анны Иоанновны Третий Летний сад был переделан согласно

её вкусам. Огород и фруктовый сад были перенесены на восточный берег Фонтанки. На освободившемся участке планировалось устроить "ягд-гартен" - полигон для стрельбы по диким животным.
24 июня 1741 года на месте, где сейчас находится Михайловский замок, архитектор Ф. Б. Растрелли начал строить Летний дворец. В 1745 году в нём поселилась императрица Елизавета Петровна. Территория современного Михайловского сада была перепланирована. Сад получил регулярную планировку. Деревья подстригли в формы геометрических фигур, на аллеях расставили скульптуры, вырыли фигурные пруды, устроили цветники, клумбы и павильоны. На берегу Мойки построили императорскую баню. В центре сада находились качели, карусели, горки для катания.
В 1768 году по повелению Екатерины II "Золотые хоромы" разобрали.
Слайд 19

Летний дворец Елизаветы Петровны

Летний дворец Елизаветы Петровны

Слайд 20

В 1817 году Карл Росси начал работу по строительству Михайловского дворца.

В 1817 году Карл Росси начал работу по строительству Михайловского дворца.

В план входила перепланировка всей окружающей его территории. По построенному к 1825 году дворцу бывший Третий Летний сад получил новое имя - Михайловский сад.
Благоустройством Михайловского сада в 1822-1825 годах занимались архитектор А. А. Менелас, художник Иванов и садовник Шуман. При сохранении элементов регулярной планировки саду был придан пейзажный характер. У северного фасада дворца был устроен английский луг, при этом засыпали прямоугольные пруды.
На месте "Золотых хором" Карлом Росси был спроектирован павильон-пристань, что было ему велено сделать в 1823 году. Первоначально архитектор хотел поставить на берегу Мойки два павильона. Но в итоге он оставил только один, чем нарушил симметрию композиции.
После передачи Михайловского дворца для нужд Музея императора Александра III (Русского музея) в 1898 году сад стал общедоступным. При входе на воротах повесили табличку: "Собакам и солдатам гулять воспрещается". В 1900 году территория Михайловского сада сократилась из-за постройки здания Этнографического музея. Тогда был засыпан один из двух искусственных прудов.
Слайд 21

Павильон Росси

Павильон Росси

Слайд 22

К 1920-м годам Михайловский сад пришёл в запустение. В 1924 году

К 1920-м годам Михайловский сад пришёл в запустение. В 1924 году

чистили пруд, ремонтировали ограду со стороны Садовой улицы, сажали новые деревья. Но уже в ноябре сад пострадал от сильного наводнения.
Михайловский сад стал местом для необычных инсталляций. В 1929 году перед павильоном Росси была установлена деревянная скульптурная композиция авторства А. П. Соловьёва. Скульптор назвал её "Дерево свободы". В течение лета 1929 года Соловьёв вырезал на стволе и ветвях засохшего дуба три этапа жизни русского народа: крепостное право, борьба с угнетателями, торжество добра и справедливости.
В 1939 году в Михайловском саду построили спортивную площадку, установили эстраду и туалет. С запада на восток сквозь сад проложили новую дорожку.
Во время Великой Отечественной на территории Михайловского сада были закопаны некоторые памятники, среди которых - конный памятник Александру III. Падавшими сюда снарядами многие деревья были повреждены, в саду образовались воронки. Реставрационные работы в Михайловском саду проводились в 1949 году. В 1957 году отреставрировали ограду пристани, а через два года берег Мойки напротив сада облицевали гранитом и укрепили низкой подпорной стенкой. Тогда же на лугу был установлен бюст скульптора Ф. И. Шубина.
В 1999 году Михайловский сад был передан в ведение Государственного Русского музея. Очередная реконструкция сада проводилась в 2002-2004 годах. Ему вновь придали черты, которые намечал Карл Росси. Срубили старые и больные деревья, посадили новые. Убрали "Дерево свободы" и бюст Шубина, ранее проложенные дорожки. У павильона Росси установили бюст архитектора, а также бюсты художников К. Брюллова и А. Иванова - копии произведений XIX века.
Слайд 23

Дерево свободы.

Дерево свободы.