Мифология тюркоязычных народов Средней Азии

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Бобо-Дехкон (Баба-дайхан) Покровитель земледелия. Образ доисламского происхождения. Первоначально – местное божество.

Бобо-Дехкон (Баба-дайхан)
Покровитель земледелия.
Образ доисламского происхождения.
Первоначально – местное божество.
Обычно представлялся в

виде крепкого старика.
Имеет черты культурного героя, изобрел первый плуг.
Одну из деталей плуга Баба-дайхан хитростью узнал у шайтана.
Юго-западные туркмены посвящали Баба-дайхану специальный участок земли.
С конца XIX в. отождествлялся с Адамом.
Слайд 4

Буркут-баба (Буркут-дивана) Хозяин дождя. Персонаж доисламского происхождения. Буркут-дивана погоняет облака плетью.

Буркут-баба (Буркут-дивана)
Хозяин дождя.
Персонаж доисламского происхождения.
Буркут-дивана погоняет облака плетью.
От этого

случается молния и гром.
Чтобы сказать Буркут-дивана, что нужен дождь, на горке привязывали козу, которая кричала от голода.
Буркут-дивана обладает вещим знанием будущего.
Он может вступить в спор с самим Аллахом.
Слайд 5

В одном из мифов аллах пообещал выполнить любое желание того, кто

В одном из мифов аллах пообещал выполнить любое желание того, кто

простоит 40 суток на одной ноге.
Это сделал Буркут-дивана.
Он попросил аллаха уничтожить ад. Аллах не соглашался и они долго спорили.
У Буркут-дивана есть власть над смертью.
Он дарит потомство бездетной семье.
Однажды он попросил аллаха оживить умершего единственного сына одной старой женщины, но аллах отказался.
Буркут-дивана поднялся за ангелом смерти Израилом и разбил бутылку с душами умерших (7 или тысяча).
Слайд 6

Сохранились представления о существе женского пола, которое производит гром и молнию.

Сохранились представления о существе женского пола, которое производит гром и молнию.
У

туркмен - Гарры-мама.
У узбеков – Момо-Кульдурок, Момо-Гулдурак.
Слайд 7

Образ Коркута близок образу Буркут-баба. Наделяется бессмертием. Наиболее древние представления содержатся

Образ Коркута близок образу Буркут-баба.
Наделяется бессмертием.
Наиболее древние представления содержатся в

преданиях огузов и эпосе 15 в. «Книга моего деда Коркута».
Он прожил 300 лет.
Он советник и помощник ханов и богатырей, вещий старец.
Наиболее распространен у казахов.
Образ повлиял на образы покровителей пения и музыки – Баба-Гамбара (Камбар) и Ашыкайдына.
Слайд 8

Ислам не вытеснил образы, связанные с иранской мифологией: Аждарха Дэв Пари Симург Чильтан Сешанби Албасты.

Ислам не вытеснил образы, связанные с иранской мифологией:
Аждарха
Дэв
Пари
Симург
Чильтан
Сешанби
Албасты.

Слайд 9

Аждарха – злой демон. Представлялся в образе многоголового дракона. Восходит к

Аждарха – злой демон.
Представлялся в образе многоголового дракона.
Восходит к иранскому образу

Ажи-Дахака (дракон).
В Аждарха превращается змей, проживший много лет (100).
Он угрожает городу или стране.
Чтобы спасти город, ему отдают на съедение девушку (царскую дочь).
Герой спасает ее и женится на ней.
Слайд 10

Часто аждарха поедает птенцов птицы симург или каракус. В мифологии туркмен:

Часто аждарха поедает птенцов птицы симург или каракус.
В мифологии туркмен: аждарха

доживает до глубокой старости и превращается в демона ювха;
живёт под землей, в пещере и сторожит сокровища.
Эти сюжет изображены на портале мечети в селении Анау около Ашхабада (люди спасли жену аждарха, и он одарил их сокровищами, на которые и была построена мечеть).
Слайд 11

Дэвы Образы иранской мифологии – великаны, покрытые шерстью, с длинными и

Дэвы
Образы иранской мифологии – великаны, покрытые шерстью, с длинными и

острыми когтями на руках и ногах, с ужасными лицами.
В мифологии тюркских народов – злые духи, которые живут в пещерах, владеют сокровищами, похищают и едят людей.
Землетрясения объясняются тем, что дэвы бушуют или работают в своих мастерских.
Слайд 12

2 Пари (пери, пэри) Образ иранской мифологии – злые женские духи.

2

Пари (пери, пэри)
Образ иранской мифологии – злые женские духи.
В мифологии тюркских

народов Малой и Средней Азии – духи.
Представлялись в виде мужчин и женщин, но имели некоторые черты животных – девушки с птичьими ногами.
Часто хорошо относятся к людям, похищают девушек, чтобы жениться на них.
Иногда считались женами Гёр-оглы (Ага-Юнус).
Помощники шаманов, их «войско».
Туркменско-узбекские название шамана порхан означает «отчитывающий пери».
Слайд 13

Симург Образ иранской мифологии – вещая птица, подобная орлу. Симург имеет

Симург
Образ иранской мифологии – вещая птица, подобная орлу.
Симург имеет две стороны

– хорошую и плохую. Иногда это два Симурга.
Универсальный мотив мирового фольклора – Симург нашел в пустыне младенца и вскормил его в своем гнезде.
Симург способен исцелять.
Перья Симурга использовались в гадании и магии.
Слайд 14

Чильтан (кырк чильтан, кырк бир чильтан, кырык шилтен – букв. –

Чильтан (кырк чильтан, кырк бир чильтан, кырык шилтен – букв. –

сорок людей) - категория духов, сорок могущественных святых, которые управляют миром.
Мифология народов Средней Азии, образ таджикско-персидского происхождения.
Могут быть невидимыми. Могут жить среди людей и принимать облик человека, как правило, бедного и презираемого.
Обычный эпитет - гайиб эрен – невидимые святые.
У туркмен – также покровители юношей.
У таджиков - шаманские духи-помощники, близкие кырк кыз.
Слайд 15

Кырк кыз – сорок девушек. В мифологии тюркских народов Средней Азии

Кырк кыз – сорок девушек.
В мифологии тюркских народов Средней Азии –

праведницы, которых по их просьбе аллах превратил в камень, чтобы спасти от преследователей (неверных).
В мифологии киргизов – родоначальники киргизов.
Слайд 16

Албасты (ал, албассы) Образ тюркской мифологии. Злой дух, связанный с водной

Албасты (ал, албассы)
Образ тюркской мифологии.
Злой дух, связанный с водной стихией.
Обычно представляется

уродливой женщиной с длинными светлыми волосами и длинными грудями, которые она закидывает за спину.
Способна к превращениям, вредит роженицам (крадёт у них сердце, лёгкие, печень).
Атрибут- магическая книга и монета.
Это говорит о том, что она могла быть в древности доброй богиней, помогающей людям.