Мифы и легенды земли Коми

Содержание

Слайд 2

Сотворение Мира


Сотворение Мира

Слайд 3

По бескрайнему, первозданному морю-океану плавала Утка – «Чож», носившая в себе

По бескрайнему, первозданному морю-океану плавала Утка – «Чож», носившая в себе

яйца жизнезарождения. Она долго искала места, чтобы высидеть птенцов, но так и не нашла. Четыре яйца, снесённых ею, поглотила пучина. Последние два утка высидела под крыльями.
Слайд 4

Из яиц появились два брата: Ен и Омоль. Они были два

Из яиц появились два брата: Ен и Омоль.
Они были два противоположных

начала.
Ен – добро, правда, день.
Омоль – зло, неправда, ночь.
Слайд 5

Мать Утка попросила сыновей достать оброненные в пучину яйца и разбить

Мать Утка попросила сыновей достать оброненные в пучину яйца и разбить

на её теле. После этого взметнулась она ввысь, с разбегу ударилась о воду и убилась.
Нырнул Ен в бездну морскую за яйцами. А Омоль заморозил поверхность океана, чтобы не было Ену выхода.
Ен ударил молнией и лёд растаял.
Слайд 6

Достал Ен из пучины два яйца. Разбил первое яйцо о тело


Достал Ен из пучины два яйца.
Разбил первое яйцо о

тело матери и взметнул ввысь. И загорелось солнце, а тело матери Утки разрослось в длину и ширину и стала Земля.
Разбил второе – вышли из него помощники – ангелы.
Слайд 7

Достал Омоль из пучины два яйца. Разбил первое яйцо и загорелась

Достал Омоль из пучины два яйца.
Разбил первое яйцо и загорелась

вечно холодная луна, а по земле потекли потоки воды, засверкали озёра, болота, реки.
Разбил второе – вышли из него помощники – демоны.
Слайд 8

Ступили Ен и Омоль на Земю и стали править. Ен создал


Ступили Ен и Омоль на Земю и стали править.
Ен создал

горы, но они не знали меры в своём росте и Ен проклял их. И стали горы неподвижны.
Создал Ен радугу – «ошкамошка» . Радуга стала пить воду. Вода, поднявшись ввысь превратилась в облака и пошёл дождь.
Слайд 9

Ен создал цветы, деревья, леса, создал птиц полезных на земле, домашних животных и зверей лесных.

Ен создал цветы, деревья, леса, создал птиц полезных на земле, домашних

животных и зверей лесных.
Слайд 10

Омоль создал птиц хищных и вредных, хищных зверей, и гнус, и гадов всяких на земле.

Омоль создал птиц хищных и вредных, хищных зверей, и гнус, и

гадов всяких на земле.
Слайд 11

Ен и Омоль решили сделать человека. Ен вылепил из земли человека

Ен и Омоль решили сделать человека.
Ен вылепил из земли человека –

мужчину, дунул ему в лицо и стал первый человек - мужчина.
Омоль вылепил из земли человека – женщину, дунул ей в лицо, но оживить не смог.
Тогда Ен дунул на творение Омоля и стала женщина.
Слайд 12

Ен сделал первую скрипку – «сигодок», но она не играла. Омоль

Ен сделал первую скрипку – «сигодок», но она не играла. Омоль

заставил скрипку заиграть.
Ен решил научить людей сваривать железо, но у него ничего не получилось. Тогда Омоль снова помог Ену.
И люди начали сваривать железо.
И стала жизнь.
Слайд 13

Сотворил Ен небо и отправился на него жить. Омоль над этим

Сотворил Ен небо и отправился на него жить.
Омоль над этим небом

построил своё и поднялся на него вместе со своими демонами.
Ен ещё выше построил третье небо и поднялся на него. Омоль – сделал четвёртое.
Так добрались они до седьмого неба.
Ену надоело соревноваться и он низверг Омоля и его демонов на землю.
И сам стал править на седьмом небе.
Слайд 14

Упал Омоль с бесами на землю. Который бес в воду сверзился

Упал Омоль с бесами на землю.
Который бес в воду сверзился

– стал Васа (водяным).
Который в лес упал – стал Ворса (лешим).
Сам Омоль угодил в отверстие в земле, в преисподнюю и стал там хозяином.
Ен пожалел Омоля и дал ему власть над душами мертвых.
И стал мир.
Слайд 15

Зарни Ань


Зарни Ань

Слайд 16

«Живяще неверных человек, ни бога не знающих, ни закона не ведающих,

«Живяще неверных человек, ни бога не знающих, ни закона не ведающих,

молящихся идолам, солнцу, воде, камению, древию, кудесникам и волхвам,
Золотой бабе, и болвану Войпелю».
Никоновская
летопись.
16 в.
Слайд 17

Золотая баба или по коми - «Зарни Ань». солнечное божество, символ

Золотая баба или по коми - «Зарни Ань».
солнечное божество, символ плодородия

и благополучия, которому поклонялись предки коми.
Согласно древней легенде
статуя или идол Зарни Ань в виде фигуры женщины, был отлит из чистого золота и украшен драгоценными камнями.
Слайд 18

По поверью люди из древнего рода владели тремя золотыми и пятью

По поверью люди из древнего рода владели тремя золотыми и пятью

железными идолами Зарни Ань.
Древние люди прятали Зарни Ань от злых людей, перевозя идола от Вятки до Оки, по Печоре и Вычегде.
Они поселялись на берегах рек и просили помощи и защиты у Зарни Ань.
Слайд 19

До нас дошли несколько быличек о чудесных, заколдованых или священных кладах:

До нас дошли несколько быличек о чудесных, заколдованых или священных кладах:
«В

ста километрах от Пыссы есть большой холм в десять метров высотой. В центре растёт огромная сосна в три обхвата. А под холмом - десять сосен в два обхвата, сыновья большой сосны. Так вот, под этой большой сосной, в этом холме и зарыта Зарни Ань».
Слайд 20

Много позже, у коми народа Зарни Ань перевоплотилась в «дочь солнца»

Много позже, у коми народа Зарни Ань перевоплотилась в
«дочь солнца»

- «Шондi ныв».
В коми фолклоре у дочери солнца есть и другое имя
«Зарань» - Заря.
Слайд 21

В коми народных сказках Зарань – девушка заря – дочь бога

В коми народных сказках Зарань – девушка заря – дочь бога

Ена. Она живёт вместе с отцом на небе.
И именно от Зарани пошёл народ коми-зыряне.
Слайд 22

Войпель


Войпель

Слайд 23

Войпель – одно из главных божеств древних коми. Войпель – «Вой

Войпель – одно из главных божеств древних коми.
Войпель – «Вой тöл»
буквально

«северный ветер» - властелин северного ветра, непогоды.
Другой перевод
«Вой пель» -
«ночное ухо» или всеслышащий.
В легендах Войпель называется могущественным божеством, покровителем чудского племени.
Слайд 24

Изображение Войпеля стояло на вершине холма в окружении других богов, поменьше.

Изображение Войпеля стояло на вершине холма в окружении других богов, поменьше.


Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и ручушек, где жили люди, поклонявшиеся Войпелю.
Слайд 25

В праздники Войпелю жертвовали скот, а перед дальней дорогой стреляли из

В праздники Войпелю жертвовали скот, а перед дальней дорогой стреляли из

луков в священный столб, который стоял рядом с идолом, чтобы узнать, удачным ли будет путешествие.
Слайд 26

Чудь карликовая


Чудь карликовая

Слайд 27

Чудь – мифический древний народ – первопредки коми. В древние времена,

Чудь – мифический древний народ – первопредки коми.
В древние времена, когда

до неба можно было достать рукой, жил на свете народ «Чудь карликовая».
«Для Чуди трава, как лес».
Чудь живёт в идеальном мире. В нём нет смерти.
Дети чуди ходят и говорят от рождения.
Чудь не сеет хлеб, он сам растёт и колоситься по всему стеблю.
Слайд 28

Чудь карликовая сама разрушает свой идеальный мир. Чудинка вытерла блином зад

Чудь карликовая сама разрушает свой идеальный мир.
Чудинка вытерла блином зад своего

новорожденного ребёнка и приклеила блин на небо. Этим она оскверняет небо Ена, а также пищу, данную Еном.
Ен проклинает чудь и вместе с небом уходит вверх.
Дети перестают ходить и говорить от рождения.
Хлеб перестаёт сам расти и колоситься вширь.
Начинают расти высокие белые берёзы.
Слайд 29

Чудь карликовая не может приспособиться к новому миру и гибнет, погребая

Чудь карликовая не может приспособиться к новому миру и гибнет, погребая

себя в ямах.
Самоубийство чуди вызывает в мир смерть.
Сами же чудины превращаются в существа из потустороннего мира «Чудов».
Чуды – злые духи, обитающие в тёмных местах, заброшенных домах.
Чуды невидимы, но могут являться в облике человека или животного.

Чуд – подвальный.

Слайд 30

Чуд – чердачный. Чуд – банник.

Чуд – чердачный.

Чуд – банник.

Слайд 31

Чудь богатырская


Чудь богатырская

Слайд 32

На смену чуди карликовой приходит чудь богатырская. Чудские богатыри, легендарные герои,

На смену чуди карликовой приходит чудь богатырская.
Чудские богатыри, легендарные герои, отличались

воинственностью, высоким ростом и необыкновенной силой.
Чудь богатырская воюет с нападающими врагами с демонами и потусторонними силами.
Слайд 33

Чудские богатыри часто обладают сверхъестественными силами и имеют власть над своим

Чудские богатыри часто обладают сверхъестественными силами и имеют власть над своим

народом.
В преданиях богатыри – основатели ряда селений, чудских городищ (каров), располагавшихся на высоких берегах рек.
Известны названия некоторых городищ:
Курогкар, Ошмыс, Быльдогмыс, Карла.
Городища были связаны между собой подземными ходами, дорогами.
Слайд 34

Поминание предков

Поминание предков

Слайд 35

С приходом православной веры единство чуди богатырской нарушается. Чудины принявшие православную

С приходом православной веры единство чуди богатырской нарушается.
Чудины принявшие православную веру

отныне называют себя «коми».
Названия большинства народов мира восходят к значению «люди», «человек», «мужчина». «Homo» -с латинского- человек, «хум» - с хантыйского- человек, «ком» - с мансийского- мужчина. Cамоназвание Коми восходит именно к этим словам.
Другие чудины не желая принимать новую веру погребают себя в собственных домах.
Слайд 36

Жили чудины в домах - землянках. Не желая принимать новую веру,

Жили чудины в домах - землянках. Не желая принимать новую

веру, чудины целыми семьями заходят в землянки и обрушивают на себя крыши, подрубив опорные столбы. Места самопогребений называют «чудскими» ямами.

Городища чуди находились на холмах, которые и сейчас называются «чудские». Найденные в таких местах крупные человеческие кости считают останками чудских богатырей.

Слайд 37

На месте древних городищ, на чудских могилах ещё в начале 20

На месте древних городищ, на чудских могилах ещё в начале 20

века совершались обряды поминовения Чуди: «важэсö касьтылöм» - «поминки древних».
У коми до наших дней сохранилось понятие
«Важ йöз» - «древние люди», мифические первопредки, Чудь.
На авторитет «Важ йöз» и сейчас принято ссылаться в любой бытовой ситуации:
«Важ йöз тай шулöмаöсь» - «старые люди-то говорили».