Орнамент Древнего Китая

Содержание

Слайд 2

В странах Древнего Востока, где была невозможна идея какого-либо даже ограниченного

В странах Древнего Востока, где была невозможна идея какого-либо даже ограниченного

равноправия, где идеал героя, будучи связанным с представлениями о сверхъестественном могуществе и загадочной силе, имел наименее гуманистический смысл, искусство (и прежде всего декоративно-прикладное) развивалось своеобразно. Это выразилось в символизме, широком использовании мифологических сюжетов, изобилии в орнаментике сказочных фантастических животных и птиц.
Слайд 3

Орнаментальное искусство Китая оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную

Орнаментальное искусство Китая оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную

роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними проявляются природные символы.
Слайд 4

Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, Дракон

Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, Дракон

– символ плодоносного дождя, птица Феникс – символ красоты и высшего блаженства Знаки зодиака, возможно заимствованные у вавилонян, отличаются от европейских тем, что все изображают животных. Очень распространены мотивы грома и облаков, приносящих дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распозновать китайское влияние в искусстве других стран.
Слайд 5

Слайд 6

Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается

Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается

меандр. На фарфоровых вазах он образует ленту, окаймляющую верхний и нижний выступы.
Слайд 7

Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил

Флора – источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил

широкое распространение лотос; популярны были и другие цветы, поскольку каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Так, хризантема – символы осени, дикая слива – зимы, пион- весны, лотос лета. Отдельные иероглифы или слова используются в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражают пожелания счастья и удачи, а поскольку каллиграфия была в глазах китайцев первым из искусств, они имели самое различное начертание. Например, иероглиф ”шоу” (долголетие) мог изображаться сотней различных способов, но для декоративных целей отдавалось предпочтение определенному.
Слайд 8

Слайд 9

В Китае в отличие от Европы, где Декоративное искусство называют ”малым”,

В Китае в отличие от Европы, где Декоративное искусство называют ”малым”,

оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства – это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения.
Слайд 10

Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (что означает

Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-те (что означает

”прожорливый”) – звериная маска, устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, скорее всего символизирующими звериную мощь, способность разорвать любого врага. Тао-те считали защитником от злых духов, отчего мотив чаще других встречается во всех видах прикладного искусства. Существует несколько разновидностей тао-те, которые близки к облику реальных животных – буйвола, барана, тигра. Иногда тао-те состоит как бы из двух профильных Изображений драконов, повернутых друг к другу и сильно деформированных. Этот мотив будет украшать бронзовые и керамические изделия Китая с начала царства Шан (XVI в. до н.э.) вплоть до утративших всякий стиль поделок нашего времени.
Слайд 11

Слайд 12

Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный

Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный

узор ”лэй вэнь”, символизирующий молнию. К этому мотиву близки круглые спирали, символизирующие движение небесных тел. Существуют и другие виды орнамента: круг, меандр, Т-, Л-, Е-образные знаки, переплетенные между собой и заполняющие фон.
Слайд 13

Слайд 14

В эпоху ”Воюющих царств” (XI-III вв. до н.э.) появляется еще один

В эпоху ”Воюющих царств” (XI-III вв. до н.э.) появляется еще один

вид орнамента: переплетающиеся драконы, выполненные в легком рельефе. Они расположены горизонтальными полосами. К числу мотивов данной эпохи принадлежат также сцены охоты, войн, игры на музыкальных инструментах с большим количеством фигурок людей и животных, изображенных в динамичных позах. Декоративные узоры этого времени – гибкие, волнообразные, извивающиеся и напоминают прихотливость орнамента рококо.
Слайд 15

Слайд 16

Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в

Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в

произведениях декоративно-прикладного искусства Китая. Драконы, священные лошади, фантастические птицы, приносящие радость и счастье, - все это, ограничено сочетаясь с почти реалистическим изображением цветов, условными завитками волн и облаков, плоскостной трактовкой пейзажа, создавало неповторимое своеобразие так называемого ”китайского” стиля.
Слайд 17

Слайд 18

За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные

За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные

цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: Восток – голубой, юг – красный, запад – белый, север - черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый – голубой, красный - черный и т.д.)
Слайд 19

http://www.iatp.am/ara/sites/ornaments/worldorn/2-6.htm http://sites.krg54.kz/onopko/ornament/china.htm

http://www.iatp.am/ara/sites/ornaments/worldorn/2-6.htm
http://sites.krg54.kz/onopko/ornament/china.htm