От модерна до конструктивизма

Содержание

Слайд 2

Идеи и принципы архитектуры начала XX века Архитектура XX в. —

Идеи и принципы архитектуры начала XX века

Архитектура XX в. — явление

уникальное в истории мирового зодчества, поражающее своей непохожестью на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века идеи рационализма и конструктивизма (простота, утилитаризм и экономичность) получили новое мощное направление — функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.
Слайд 3

Главными объектами приложения архитектурной мысли теперь стали функциональные сооружения нового типа:

Главными объектами приложения архитектурной мысли теперь стали функциональные сооружения нового типа:

вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека.
Слайд 4

Американский архитектор Луис Салливен (1856—1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал,

Американский архитектор Луис Салливен (1856—1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал,

что дом человека должен напоминать «жилище пчел». А потому следует возводить «ульи для людей» — единообразные, стандартные соору­жения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.
Слайд 5

Новые идеи и принципы архитектуры гласили: архитектура должна быть легкой и

Новые идеи и принципы архитектуры гласили:

архитектура должна быть легкой и давать

ощущение парения;
архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты;
благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.
Слайд 6

Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь

Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь

индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и своды, а затем и пластмассам. Возведенные в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но и легкость, высотность и протяженность.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии,

Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии,

зодчие XX в. получили исключительную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности. Исследователь В. М. Полевой так определял новые тенденции в работе архитектора:
«Проектируя особняк или виллу, он отбрасывает всякие традиционные, заранее заданные правила симметрии, осевого построения плана и фасада, регулярного членения этажей и расположения окон и т. п. Организм здания формируется сообразно надобностям заказчика и вкусам архитектора... Архитектура сосредоточивается на создании своего рода бытового эстетического комфорта».
Слайд 12

Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов.

Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов.

Виртуозное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранство жилищ и общественных зданий включались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая плитка, ткани.
Слайд 13

Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитекторов

Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитекторов

вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб. игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.
Слайд 14

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался

он и в Америке. Завершив творческие поиски еще в начале XX столетия, он стал отправной точкой для развития архитектуры от модерна до конструктивизма...
Слайд 15

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры В архитектуре XX в. гармонично соединились

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры

В архитектуре XX в. гармонично соединились новые

технические возможности и художественное творчество, представленное именами выдающихся мастеров: Антонио Гауди (Испания), Викто-
Слайд 16

Творчество Антонио Гауди-и-Корнета (1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к

Творчество Антонио Гауди-и-Корнета (1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к

модерну. Считая готику одним из самых выразительных архитектурных стилей, используя ее достижения в своих произведениях, Гауди сумел найти собственный оригинальный стиль, названный «каталонским модернизмом». Он старательно избегал входившие в моду железобетонные конструкции и отдавал предпочтение кирпичу, камню и глине.
Слайд 17

Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллего­риями, они уводят зрителя в

Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллего­риями, они уводят зрителя в

мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса, один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, рит­мично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками... Есть в нем что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объемов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое Произведение КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ. Стены сооружений Гауди нередко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюбленный прием архитектора — использование керамики.
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Фасад дома Висенса с белыми и зелеными керамическими плитками резко выделяется на фоне соседних зданий.

Фасад дома Висенса с белыми и зелеными керамическими плитками резко

выделяется на фоне соседних зданий.  
Слайд 22

Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они

Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они

изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на но­ги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы при­лепились к скале здания, как гнезда ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать в оформлении сооружений архитектора.
Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась

Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась

богатейшая фантазия художника. По сторонам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он превращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, щебетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь благоухают цветочные ароматы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.
Слайд 26

При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий.

При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий.

Дом Мила — одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу, окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение легкости и бесконечности пространства. Крыша дома представляет собой яркий цветочный ковер, выполненный в керамике.
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществле­нии идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном.

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществле­нии идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном.

Она наш­ла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фанта­зии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенка­ми, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — все призвано поразить, удивить воображение зрителя.
Слайд 31

Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он

Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он

не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Ново- го Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апос­толам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти заповедей.
Слайд 32

Слайд 33

Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время являет­ся порождением

Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время являет­ся порождением

эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. стро­ительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы про­должают начатое дело по чертежам и маке­там автора.
Слайд 34