Павловопосадские платки

Содержание

Слайд 2

В.И. СУРИКОВ. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА. Предшественником платка на Руси считается белое льняное

В.И. СУРИКОВ. БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное

полотенце с вышивкой – убрус.
Убрусом, или платом, женщины покрывали головной убор – кокошник, сборник, кику.
Слайд 3

Ф.В. СЫЧКОВ. ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ В КРАСНОЙ ШАЛИ. В 18 веке в

Ф.В. СЫЧКОВ. ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ В КРАСНОЙ ШАЛИ.

В 18 веке

в русском языке появилось слово «шаль» – от персидского слова «шал» – «большой».
Шаль – это большой узорный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
Слайд 4

Ф.В. СЫЧКОВ. РУССКИЕ ДЕВУШКИ. Платок для женщины был обязательной частью гардероба.

Ф.В. СЫЧКОВ. РУССКИЕ ДЕВУШКИ.

Платок для женщины был обязательной частью

гардероба.
На примере традиции ношения головных уборов можно увидеть различные способы завязывания платков.
Слайд 5

В традиционных рисунках платков сначала преобладали восточные орнаменты – бобы и пейсли – так называемые огурцы.


В традиционных рисунках платков сначала преобладали восточные орнаменты –

бобы и пейсли – так называемые огурцы.
Слайд 6

Потом узоры стали включать древние языческие символы. Пышные гирлянды роз, лилий,

Потом узоры стали включать древние языческие символы. Пышные гирлянды роз,

лилий, хризантем, а также заимствованные изображения французских букетиков и вазонов с крупными цветами.
Слайд 7

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже

Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на

рубеже 18-19 веков.
Самые известные промыслы были в Калужской (фабрика Александровых) и в Московской губерниях (фабрика Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова в Павловском Посаде).
Слайд 8

И.С. КУЛИКОВ «ЯРМАРКА» Уже в 1812 году фабрика вырабатывала 600 тысяч

И.С. КУЛИКОВ «ЯРМАРКА»

Уже в 1812 году фабрика вырабатывала 600 тысяч платков

и 100 тысяч кусков ситца.
На Нижегородской ярмарке в 1896 году продукция мануфактуры была удостоена Большого государственного герба.
Слайд 9

Красотой павловопосадский платок обязан художникам, которые создавали рисунки, умелым мастерам-резчикам, которые

Красотой павловопосадский платок обязан художникам, которые создавали рисунки, умелым мастерам-резчикам,

которые по рисункам изготавливали специальные набивные доски. И колористам-набойщикам.
Слайд 10

Доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и делали

Доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и

делали отпечаток рисунка. Чтобы рисунок отпечатывался быстрее, по доске ударяли молотком. Каждый цвет печатался с отдельной доски. Цвет фона, на который наносился цветочный узор, мог быть самым разным- красным, синим, белым и т.п.
Слайд 11

Композиции поражают разнообразием: с большим центральным букетом, с небольшими букетами по

Композиции поражают разнообразием: с большим центральным букетом, с небольшими букетами

по углам шали, с гирляндами по кайме и мелкими цветками в центре.
Слайд 12

Если разделить платок на четыре части , то рисунки каждой части платка будут одинаковыми.

Если разделить платок на четыре части , то рисунки каждой

части платка будут одинаковыми.