Резные кружева деревянного зодчества в архитектуре Сызрани

Содержание

Слайд 2

Визитная карточка Баранова Елизавета, 16 лет Ученица 5 класса ОП «Живопись»

Визитная карточка

Баранова Елизавета,
16 лет
Ученица 5 класса ОП «Живопись» МБУ ДО

ДШИ им. А.И.Островского г.о. Сызрань.
Лауреат различных конкурсов, среди которых «Жигулевская палитра», «Преображение», «Солнечный круг», олимпиада «От Джотто до Дюрера» и другие.
Принимает активное участие в творческой жизни отделения.
Слайд 3

Введение. Сызрань – это город с древней историей. Передвигаясь по автобусным

Введение.

Сызрань – это город с древней историей. Передвигаясь по автобусным маршрутам

или гуляя по центральным улицам города, взгляд невольно задерживается на деревянных домах с вековой историей. Резные кружева под крышами, узорные наличники, покосившиеся деревянные крылечки и некогда величественные, а теперь обветшалые старинные особняки удивляют тонкостью ручной работы мастеров и напоминают, что эпоха деревянного зодчества ускользает в прошлое. Хочется остановить мгновенье и на века запечатлеть эту ажурную красоту и ручное мастерство резного ремесла.
Слайд 4

Цель: Найти сохранившиеся объекты деревянного зодчества в архитектуре Сызрани и воспроизвести

Цель:

Найти сохранившиеся объекты деревянного зодчества в архитектуре Сызрани и воспроизвести красоту

деревянной резьбы в сувенирной продукции. Донести до окружающих историческую ценность искусства резного домового мастерства в архитектурных строениях города.

Задачи:

Собрать, изучить и отработать материал по теме русская изба в архитектуре в литературе и Интернет-ресурсах.
Собрать фотоматериал, изучить историю сохранившихся объектов деревянного зодчества.
Изучить архитектуру избы.
Определить основные направления, виды резного ремесла.
Найти формат донесения искусства резьбы по дереву до настоящего и будущих поколений.
.

Цели, задачи.

Методы:

Анализ информации из исторических фактов музейного комплекса города Сызрани, литературы и Интернет-ресурсов.
Практический опыт в собственных творческих работах.

Практическая значимость работы:

Возможно дальнейшее использование материала работы на уроках ИЗО, окружающего мира, краеведения, МХК и в сфере дополнительного образования.
Возможно тиражирование художественного творческого материала в сувенирных открытках.
Привлечение учащихся к изучению предметов (Краеведения, Истории, МХК, художественное и декоративно-прикладное творчество).

Слайд 5

Изба в архитектуре. Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора

Изба в архитектуре.

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В.

Даля) выводит от слова «крыло».  Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом.
Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью».
Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.).
Светёлка -это чердачное помещение обязательно с красным окном. Светёлки не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение.
«Светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна. В самой светлой комнате занимались рукоделием или принимали гостей.
Слайд 6

Слайд 7

Основные элементы для нанесения обереговых и защитных знаков

Основные элементы для нанесения обереговых и защитных знаков

Слайд 8

Деревянное зодчество в Архитектуре Сызрани. Основанная в 1683 году Сызрань сохранила

Деревянное зодчество в Архитектуре Сызрани.

Основанная в 1683 году Сызрань сохранила очарование

русского поволжского города. Три реки, Сызран, Крымза и Волга, разрезающие город на несколько частей, придают своеобразие застройке, типичной для Средней полосы России. Живописно смотрятся, отражаясь в воде, деревянные домики, покрытые кружевной деревянной резьбой.  В 1906 году страшный пожар в уничтожил 126 кварталов и более 3000 домов с промышленными, административными, торговыми и жилыми постройками. На помощь

сызранцам для восстановления строений приходили плотники из различных губерний - Ярославской, Костромской и Нижегородской. К сожалению, их имена остаются неизвестными, но зрелость художественного творчества и высокий профессионализм прослеживаются в деревянной застройке.

Слайд 9

Выставочный зал

Выставочный зал

Слайд 10

По улице Свердлова Рядом с Выставочным залом деревянные дома сохранившие резьбу мастеров совершенно в разном стиле.

По улице Свердлова

Рядом с Выставочным залом деревянные дома сохранившие резьбу мастеров

совершенно в разном стиле.
Слайд 11

Дом мещанки Ревякиной М.Н. В Сызрани практика убранства деревянных домов напоминает

Дом мещанки Ревякиной М.Н.

В Сызрани практика убранства деревянных домов напоминает деятельность

зодчих древнерусской архитектуры конца XVII столетия. В то время в построении объемно-пространственной композиции широко использовалась динамика, достигавшаяся за счет декоративных форм, сочетание которой со спокойной гладью стен и создавало неповторимый облик всего сооружения.
Во второй половине XIX века в практике деревянной застройки Сызрани были свои, местные традиции, соблюдение которых отражало русский опыт, широко распространенный в Средней полосе России. Строились такие деревянные дома на каменном фундаменте или на основе кирпичного первого этажа - например, дом № 51 в Пролетарском переулке. Фасады обшивались тесом, а декор подкарнизной доски и оконных наличников довольно скромен.

Построенный в начале прошлого века дом мещанки Ревякиной М.Н. на улице Ульяновской.

Слайд 12

Дом П. Я. Соплякова Дом городского головы Петра Яковлевича Соплякова. В

Дом П. Я. Соплякова

Дом городского головы Петра Яковлевича Соплякова. В начале прошлого

века он возглавлял местную думу. Тогда же и был построен этот дом. Если всмотреться в узоры строения, можно увидеть на боковой части оконных наличников сову, а на верхней – журавля. еще одну особенность этого дома, характерную для старых деревянных зданий Сызрани. Это балкончик под крышей. Светелками с такими балкончиками декорировались небольшие дома в 3-5 окон по фасаду. Впрочем, и раньше не каждый дом мог похвастаться подобным украшением фасада.

Дом Петра Яковлевича Соплякова. Ульяновская,20

Слайд 13

Уцелевшие после пожара. Старинные дома с изящной кружевной отделкой фасада, дошедшей

Уцелевшие после пожара.

Старинные дома с изящной кружевной отделкой фасада, дошедшей до

наших дней с начала прошлого века,  разбросаны по нескольким районам Сызрани. Наибольшее их количество сохранилось в историческом центре города, но уникальные образцы встречаются и в Нижнем Засызране, называемом ранее Преображенской слободой. А вот проживающие по улице Фрунзе, 12 точно знают, что их дом сумел не только пережить пожар, но и полностью уцелеть. Построен он в 1903 году. Это подтверждают и архивные документы. Сохранилась на фасаде и редкая для нашего города резьба. Ее уникальность действительно не вызывает сомнений. Накладные и навесные элементы на наличниках окон разительно отличаются от всех остальных сохранившихся в городе домов как формой, так и элементами узоров.
Слайд 14

Слайд 15

Заключение Главной целью исследования ставилось выявление сохранившихся объектов резного убранства деревянных

Заключение

Главной целью исследования ставилось выявление сохранившихся объектов резного убранства деревянных домов

в городе Сызрань. Для этого была проведена фотосессия деревянных построек, отдельных элементов строений. Была изучена история деревянного зодчества в нашем городе и смысловая идея резного искусства.
В результате проделанной мной работы с архивом и авторским фотоматериалом я пришла к идее воплощения деревянных построек, имеющих историческую ценность красоты резного искусства домового мастерства, в виде живописных реставраций в художественном воплощении. Это долгосрочный процесс, увлекающий в бесконечность.
В перспективе издание сувенирных открыток с фасадами и отдельными элементами деревянных домов города Сызрани.
Я думаю, что каждому, кто познакомится с моей исследовательской работой, захочется прогуляться по центральным улицам города и увидеть своими глазами сохранившиеся элементы старины. Таким образом, цель моего проекта «Донести до окружающих историческую ценность искусства резного домового мастерства в архитектурных строениях города» достигнута.
В заключении хочу сказать, что искусство резного мастерства в домовом убранстве - это целая эпоха деревянного зодчества, к сожалению, не выживающая в современном мире. И только, мы наследники своих предков, можем передать душевную красоту и шедевры мастеров, сохраняя преемственность поколений.