Росписи по дереву

Содержание

Слайд 2

Классификация по месту распространения: Росписи Русского Севера (Мезень, Пермогорская, Борецкая, Ракульская,Пучужская,

Классификация

по месту распространения:
Росписи Русского Севера (Мезень, Пермогорская, Борецкая, Ракульская,Пучужская, Уфтюжская и

др.)
Росписи Поволжья (Городецкая, Хохломская, Полхов Майадан)
Росписи Урала и Сибири (Урало-сибирская, обвинская)
по виду:
Графические
Живописные
Слайд 3

Слайд 4

Удивиляют нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в

           Удивиляют нарядностью белого фона, затейливостью композиции и простотой рисунка. Даже в

музеях, где много старинной красоты, глаз сразу выхватывает те туеса и скобкари, сундуки и санки, люльки и прялки, что покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемежку с птицами Сирии, пряхами и единорогами. Подобные предметы привлекли к себе интерес собирателей и деятелей русской культуры еще в конце прошлого века.
Слайд 5

Возникла ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей

Возникла ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ, вероятнее всего, в XVIII веке на основе росписей

Великого Устюга и просуществовала до 30-х годов нашего времени. А с конца 60-х годов ее стали возрождать на архангельской фабрике "Беломорские узоры".
Слайд 6

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты -

Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты -

все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.
Слайд 7

Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Сюжеты на пермогорских

Особенно это легко проследить на большой поверхности прялки. Сюжеты на пермогорских

прялках можно условно разделить на два чаще других встречающихся варианта. "В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирии в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни: Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд, на более ранних прялках рисовали выезд купца.
Слайд 8

В росписи используются излюбленные мастерами цвета красный, зеленый, желтый, реже синий.

В росписи используются излюбленные мастерами цвета красный, зеленый, желтый, реже синий. В

ранних пермогорских росписях присутствовали красно-оранжевый, синий, охристый цвета.
Слайд 9

Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных

Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных

вещей. Сохранились необыкновенной красоты людьки „хлебные короба, туески (бурачки), ендовы. И часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели - сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде - большая рыба. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи.
Слайд 10

Основные элементы Пермогорской росписи

Основные элементы Пермогорской росписи

Слайд 11

Варианты форм цветка Схемы фризовых орнаментов. Ленточки, бордюры.

Варианты форм цветка

Схемы фризовых орнаментов. Ленточки, бордюры.

Слайд 12

Последовательность росписи малого тюльпана

Последовательность росписи малого тюльпана

Слайд 13

Последовательность выполнения большого тюльпана

Последовательность выполнения большого тюльпана

Слайд 14

Последовательность цветной заливки

Последовательность цветной заливки

Слайд 15

Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись

Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила

название от реки Ракулки (приток Северной Двины).
Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней

Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари —

прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 века  в низовьях реки Мезень
Слайд 24

Слайд 25

Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины

XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.
Слайд 26

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие

предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Слайд 27

Слайд 28

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно.

Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно.

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Слайд 29

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров

Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров

с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.
Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.

Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи

за работой, строительство дома.
Слайд 34

Техника Раньше городецкая роспись делалась темперными красками, которые ложились на изделие

Техника

Раньше городецкая роспись делалась темперными красками, которые ложились на изделие большими

цветовыми пятнами, без предварительного контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.
Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Слайд 35

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы,

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы,

декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
Слайд 36

Слайд 37

Хохломская роспись Хохлома очень давний вид народного промысла, возникший, как считается,

Хохломская роспись

Хохлома очень давний вид народного промысла, возникший, как считается, около

17 века в Нижнем Новгороде.
В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый.
Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Технология изготовления 1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева 2. Изготавливают «бельё»

Технология изготовления

1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева
2. Изготавливают «бельё»
3.

Грунтуют вапой
4. Сушат и покрывают несколькими слоями олифы
Слайд 41

5. Лужение 6. Художественная роспись 7. Покрывают лаком 8. Закаливают в печи

5. Лужение
6. Художественная роспись

7. Покрывают лаком 8. Закаливают в печи

Слайд 42

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два

основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне).
Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок".

К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок".


"Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля.
Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.
Слайд 48

Узоры хохломы

Узоры хохломы

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Полхов-Майда́нская ро́спись, Полхов-Майданская роспись — производство росписных токарных изделий в селе

Полхов-Майда́нская ро́спись, Полхов-Майданская роспись — производство росписных токарных изделий в селе Полховский Майдан

и деревне Крутец. Самый молодой промысел, известен с 1930-х гг. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки поставки — щедро украшены сочной орнаментальной  и сюжетной росписью.
Слайд 53

Урало-сибирская роспись - декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений

Урало-сибирская роспись - декоративная роспись Урала –
одно из самобытнейших явлений

русского народного искусства.
Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей:
- берестяной посуды, деревянной утвари;
- металлических изделий;
- обычай расписывать свои дома.
Основные мотивы росписи — алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягоды смородины и черемухи, всевозможные листья, изображения птиц и зверей, человека и домашних животных. Размеры мотивов очень разнообразны: только самый простой мотив — ягодка — может быть от 1 до 4 см в диаметре, цветок — от 3 до 14 см.
Слайд 54

Самая распространенная композиция «букет» букет вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой

Самая распространенная композиция «букет»

букет вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме

от центра композиции.
Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали-видимой частью плоскости
Слайд 55

В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки

В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки

преобладали синие, голубые и зелёные цвета.
Слайд 56

Травки, украешки, приписки

Травки, украешки, приписки

Слайд 57

Приписки: стебли, травки, корни

Приписки: стебли, травки, корни

Слайд 58

Разживка: краешки, пояски

Разживка: краешки, пояски

Слайд 59

Ягодки, бутоны

Ягодки, бутоны

Слайд 60

Цветок-розетка с разбелом

Цветок-розетка с разбелом

Слайд 61

Розочки, розетки

Розочки, розетки

Слайд 62

Разновидности цветов и плодов

Разновидности цветов и плодов

Слайд 63

Последовательность выполнения листьев

Последовательность выполнения листьев