Русская культурологическая мысль

Содержание

Слайд 2

Вопросы: Славянофилы и западники. Серебряный век в русской культурологии. Культурологические представления

Вопросы:

Славянофилы и западники.
Серебряный век в русской культурологии.
Культурологические представления в русской философии

второй половины ХХ века.
Слайд 3

Вопрос № 1 Западничество - Историко-культурная концепция и общественно-полититическое течение первой

Вопрос № 1

Западничество - Историко-культурная концепция и общественно-полититическое течение первой половины

ХIХ века, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию
Слайд 4

Основные представители: П. Анненков К. Кавелин П. Чаадаев Б. Чичерин Т. Грановский Н. Чернышевский

Основные представители:

П. Анненков
К. Кавелин
П. Чаадаев
Б. Чичерин
Т. Грановский
Н. Чернышевский

Слайд 5

Славянофильство Историко-культурная концепция и общественно-политическое течение в русской общественной мысли 40

Славянофильство

Историко-культурная концепция и общественно-политическое течение в русской общественной мысли 40 –

60-х гг. XIX века, поставившее перед собой задачу обрисовать контуры русской самобытности, отличающей Россию от других стран
Слайд 6

Представители: А. Хомяков И. Киреевский К. Аксаков И. Аксаков К. Леонтьев

Представители:

А. Хомяков
И. Киреевский
К. Аксаков
И. Аксаков
К. Леонтьев
Н. Данилевский
Ю. Самарин
А. Григорьев

Слайд 7

Идея соборности в русской культуре История развития русской культуры свидетельствовала, что

Идея соборности в русской культуре

История развития русской культуры свидетельствовала, что она

находится между двумя культурами – Западной и Восточной – и впитывает их достижения, синтезируя два культурных начала в идею соборности
Слайд 8

Два начала соборности восточное подчинение индивида родовому началу – клану, общине

Два начала соборности

восточное подчинение индивида родовому началу – клану, общине
западный индивидуализм,

уважительное отношение к личности
Слайд 9

Эти два начала были объединены в русской культуре

Эти два начала были объединены в русской культуре

Слайд 10

Вопрос № 2 Художественная культура Серебряного века

Вопрос № 2

Художественная культура
Серебряного века

Слайд 11

Особенности художественной культуры Серебряного века Серебряный век русской культуры – понятие,

Особенности художественной культуры Серебряного века

Серебряный век русской культуры – понятие,

которым обозначают расцвет русской культуры в конце XIX – начале ХХ в.
Усиление взаимосвязи русской художественной культуры с западной философией (И. Кант, А. Шопенгауэр, Вагнер, Штейнер)
Слайд 12

Художественная культура Серебряного века сложна по форме, метафорична, иносказательна, символична. Возникновение

Художественная культура Серебряного века сложна по форме, метафорична, иносказательна, символична.
Возникновение новых

направлений и течений: акмеизм, символизм, футуризм, авангардизм, которые затем стали основой модернизма как художественно-эстетической системы
Слайд 13

Характеристика культуры серебряного века

Характеристика культуры серебряного века

Слайд 14

Серебряный век – это век, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилий,

Серебряный век – это век, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилий,

невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества с Богом, становится основой нового мировоззрения части интеллигенции
Слайд 15

Ментальность Серебряного века – это культ творчества как единственная возможность прорыва

Ментальность Серебряного века – это культ творчества как единственная возможность прорыва

к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» – святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество становится способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивую тему смерти, свободной воли, поиска Бога
Слайд 16

Серебряный век в русской философии и культуре – это время отказа

Серебряный век в русской философии и культуре – это время отказа

от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайнам психики, к глубинам «зазеркалья», к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре
Слайд 17

Основные представители А. Блок С. Есенин А. Ахматова Н. Гумилев М. Врубель В. Серов Ф. Малявин

Основные представители

А. Блок
С. Есенин
А. Ахматова
Н. Гумилев
М. Врубель
В. Серов
Ф. Малявин

Слайд 18

Врубель «Автопортрет»

Врубель «Автопортрет»

Слайд 19

Врубель «Демон» 1890

Врубель «Демон» 1890

Слайд 20

Портрет Забеллы-Врубель 1898

Портрет Забеллы-Врубель 1898

Слайд 21

Врубель «Иоанн Креститель» 1904

Врубель «Иоанн Креститель» 1904

Слайд 22

Врубель «Царевна –лебедь» 1900

Врубель «Царевна –лебедь» 1900

Слайд 23

Врубель «Шестикрылый серафим» 1904

Врубель «Шестикрылый серафим» 1904

Слайд 24

Серов «Выезд Перта Второго и Елизаветы Второй на охоту» 1900

Серов «Выезд Перта Второго и Елизаветы Второй на охоту» 1900

Слайд 25

Серов «А. Павлова» 1909

Серов «А. Павлова» 1909

Слайд 26

Серов «Портрет А.И. Морозова» 1910

Серов «Портрет А.И. Морозова» 1910

Слайд 27

Ф. Малявин «Качели»

Ф. Малявин «Качели»

Слайд 28

Ф. Малявин «Крестьянская Девушка»

Ф. Малявин «Крестьянская Девушка»

Слайд 29

Ф. Малявин «Портрет Ленина» 1921

Ф. Малявин «Портрет Ленина» 1921

Слайд 30

Культурологические представления в русской философии второй половины ХХ века.

Культурологические представления в русской философии второй половины ХХ века.

Слайд 31

Д. Мережковский

Д. Мережковский

Слайд 32

Дмитрий Мережковский стремился на основе православия создать новую религию. Религиозное творчество,

Дмитрий Мережковский стремился на основе православия создать новую религию. Религиозное творчество,

по его мнению, должно быть положено в основу модернизации церкви.
Слайд 33

Этапы развития человечества по Д. Мережковскому I ЭТАП господство религии, отражавшей

Этапы развития человечества по Д. Мережковскому

I ЭТАП
господство религии, отражавшей неосознанное единство

Бога-объекта и Человека-субъекта; утверждается Единая Абсолютная Личность – Бог
откровения Бога-Отца зафиксированы людьми в Ветхом завете
Слайд 34

II ЭТАП утверждается личность каждого человека, человечество переходит из царства Бога-Отца

II ЭТАП
утверждается личность каждого человека, человечество переходит из царства Бога-Отца в

царство Бога-Сына
Иисус Христос дал людям Новый завет
Слайд 35

III ЭТАП к концу ХIХ века историческое христианство исчерпало себя, перестало

III ЭТАП
к концу ХIХ века историческое христианство исчерпало себя, перестало соответствовать

религиозным потребностям человека и должно быть преодолено переходом в царство Святого Духа
Откровения Бога-Отца и Бога-Сына соединяются, и смысл истины открывается людям в Третьем завете
Слайд 36

П. Флоренский

П. Флоренский

Слайд 37

Типы культуры по П.Флоренскому СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЕНЕССАНСНЫЙ

Типы культуры по П.Флоренскому

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ
РЕНЕССАНСНЫЙ

Слайд 38

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Носит символический характер – олицетворяет и выражает высшую

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Носит символический характер – олицетворяет и выражает высшую ценность,

абсолютную истину, она созерцательна и органична
Тип личности – псевдоэпиграф. Люди сосредоточены на находящейся вне их истине – является сознанием соборным
Слайд 39

РЕНЕСАНСНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Характеризуется механически деятельным характером, полным погружением во внешний

РЕНЕСАНСНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Характеризуется механически деятельным характером, полным погружением во внешний мир
Тип

личности – плагиат. Важным становится не то, что нечто – истина, а то что оно – моя истина
Слайд 40

КОНЦЕПЦИЯ Л. ГУМИЛЕВА Культурологическая концепция Л. Гумилева отрицает цикличность Культура развивается

КОНЦЕПЦИЯ Л. ГУМИЛЕВА

Культурологическая концепция Л. Гумилева отрицает цикличность
Культура развивается импульсивно

и состоит из «концов и начал»
Одни культуры являются основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи
Слайд 41

Динамика развития культуры проходит ряд фаз от неэнтропийного толчка до финальной фазы гомеостаза (теория пассионарности)

Динамика развития культуры проходит ряд фаз от неэнтропийного толчка до финальной

фазы гомеостаза (теория пассионарности)
Слайд 42

Третий этап в русской культурологической мысли представлен также такими великими русскими

Третий этап в русской культурологической мысли представлен также такими великими русскими

философами и культурологами, как Ю. Лотман (теория культуры как открытая знаковая система и структура), М. Бахтин (идея диалога как способа взаимодействия личности, культуры и искусства; ввел в обиход понятие смеховой карнавальной культуры).
Слайд 43

М. Бахтин В философии М. Бахтина появляется концепция «другого», когда философ

М. Бахтин

В философии М. Бахтина появляется концепция «другого», когда философ

размышляет о проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т. е. области человеческого поступка.
Слайд 44

М. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как

М. Бахтин предложил рассматривать категории «автора» и «героя» не только как литературные,

но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек является «автором» по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются по отношению к нему «героями».
Слайд 45

Ю. Лотман В семиотике Ю. Лотмана интересны литературоведческие изыскания: о соотношении

Ю. Лотман

В семиотике Ю. Лотмана интересны литературоведческие изыскания: о соотношении «литературы» и

«жизни». Ю. Лотману удавалось выявлять потаенное содержание текста при сопоставлении его с реальностью, что позволило ученому сделать вывод о наличии «лжи» в мемуарах ряда деятелей русской культуры.