Русская живопись XVIII века

Содержание

Слайд 2

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали

По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали

за иконы: нередко, приходя в дом чужеземца, русские по обычаю кланялись первой попавшейся им на глаза картине.
В XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени, изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры.
Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Наиболее ранние произведения этого жанра близки к парсуне XVII в. Персонажи торжественны и статичны.
Слайд 3

Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) Он был одним из

Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742)

Он был одним из первых

русских портретистов. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 г.) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г.) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели.
Слайд 4

Петр I в Полтавской битве Портрет супругов К концу 20-х —

Петр I в Полтавской битве

Портрет супругов

К концу 20-х — 30-м гг.

XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739).

В Петровскую эпоху в России обосновалось немало иностранных мастеров, работавших в разных стилях и жанрах. Среди их был Иоганн Готфрид Таннауэр (1680—1737),

Слайд 5

К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761). Сарра Элеонора Фермор

К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Вишнякова (1699—1761).


Сарра Элеонора Фермор

Слайд 6

Александр Петрович Антропов (1716—1795) А. М. Измайлова Так и не удалось

Александр Петрович Антропов (1716—1795)

А. М. Измайлова

Так и не удалось преодолеть некоторую

иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели.

Петр III

Противопоставляются яркие цвета переднего плана и абсолютно тёмный, «глухой» фон. В портрете Петра III (17б2 г.).

Слайд 7

Потребности передовой части русского общества середины XVIII века не могли быть

Потребности передовой части русского общества середины XVIII века не могли быть

удовлетворены достижениями только портретного жанра, как бы значительны они не были в творчестве Антропова или Аргунова. В условиях непрекращающегося культурного роста страны были нужны сюжетные произведения, непосредственно и многосторонне воплощавшие передовые общественные идеи; нужны были высококвалифицированные художники, которые могли бы эти произведения создавать.
Слайд 8

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства,

В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства,

носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собрания, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Получают общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста. С этим же временем связываются первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.

Живопись второй половины 18 века

Слайд 9

Антон Павлович Лосенко (1737-1773) Он написал всего несколько картин, среди которых

Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

Он написал всего несколько картин, среди которых "Владимир

и Рогнеда" на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему "Илиады" Гомера.

Владимир и Рогнеда

Прощание Гектора с Андромахой

Слайд 10

Федор Степанович Рокотов (1735-1808) Выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения

Федор Степанович Рокотов (1735-1808)

Выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели,

где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова - показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Его творчеству были присущи поэтичность образов, тонкость живописных отношений, легкость и мягкость мазка.
Слайд 11

Неизвестный в треуголке Неизвестная в розовом платье Его кисти принадлежат портреты

Неизвестный в треуголке

Неизвестная в розовом платье

Его кисти принадлежат портреты Н.Е. и

А.П. Струйских (1772,), "Неизвестного в треуголке" (начало 1770-х,), "Неизвестной в розовом платье" (1770-е гг.).
Слайд 12

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)

Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к

миру личных переживаний человека. Он написал такие картины, как "Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке" (1794,) и "Портрет Д.А. Державиной" (181З,), как отечественный вариант английского "портрета - прогулки".
Слайд 13

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) Творчество Левицкого воплотилась самая суть российского века

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822)

Творчество Левицкого воплотилась самая суть российского века Просвещения,

чей расцвет приходится на екатерининское царствование.
Творчество Левицкого демонстрирует, что Россия окончательно вошла в европейский круг. Просветительские идеалы достоинства, разума и естественности, актуальные для западного культурного сознания, весьма для него значимы. По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших французских и английских современников. Никто так сочно и осязательно не пишет вещественный мир, восхищаясь его драгоценностью и разнообразием: блеском бронзы, тяжестью и переливами тканей.