Русский танец и его образы в русской культуре

Содержание

Слайд 2

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Ещё в языческие времена, когда люди обожествляли

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Ещё в языческие времена, когда люди обожествляли солнце

, гром, молнию и другие силы природы, славяне собирались на народных игрищах . Обряды, связанные с поклонением Богам, непременно сопровождались играми, хороводами , плясками, пением и игрой на музыкальных инструментах.
Главный Бог - Сварог и мать Сыра Земля имели 6 сыновей : Даждьбог (Ярило) — красное Солнышко, Велес ( покровитель животного мира) привёл мир в движение, Перун (отвечал за громы и молнии), Коляда ( бог тепла и света) вращал колесо времени ( коло), следил за сменой времён года, Святовит ( бог плодородия), Стрибог ( бог ветра).

Перун- Бог грома и молний

Слайд 3

Боги Древних славян Ярило- Бог солнца Велес- покровитель животного мира

Боги Древних славян

Ярило- Бог солнца

Велес- покровитель
животного мира

Слайд 4

СКОМОРОХИ Среди участников обрядов выделялись мастера -исполнители лучше других пляшущие и

СКОМОРОХИ

 
Среди участников обрядов выделялись мастера -исполнители лучше других пляшущие и поющие.

Таких называли «плясец», «игрец». Из них позднее выделились профессионалы- скоморохи.
Первое изображение скоморохов -на башне Киевского Софийского собора. Первое упоминание- в «Повести временных лет» (1068г).
Слайд 5

С принятием христианства на Руси (988г ), церковь начинает преследования скоморохов

С принятием христианства на Руси (988г ), церковь начинает преследования скоморохов

за их вольномыслие, свободолюбие и верность языческим праздникам. Но никакие царские указы не могли сломить желание народа видеть искусных «плясунов», и желание скоморохов делиться своим искусством с другими. Долгое время , в эпоху Петра интерес к русскому танцу в высшем обществе не приветствовался.
Слайд 6

Праздники славян были связаны с циклом сельскохозяйственных работ (их началом и

Праздники славян были связаны с циклом сельскохозяйственных работ (их началом и

окончанием), и с событиями жизни человека (рождение, свадьба, смерть).
Маковский В.Е. «Свадебный поезд в Орловской губернии»
Слайд 7

Праздничный костюм Однако народ не терял, а приумножал свои традиции. Русский

Праздничный костюм

Однако народ не терял, а приумножал свои традиции. Русский танец

в Архангельской губернии ( на Севере) очень отличался от танца в Малороссии ( на Украине). Об огромной палитре и многообразии русской танцевальной культуры нам могут рассказать праздничные костюмы крестьян .
Слайд 8

Женские головные уборы Женский головной убор –кичка. От которого и пошло название балетной причёски.

Женские головные уборы

Женский головной убор –кичка. От которого и пошло название

балетной причёски.
Слайд 9

Разнообразие женского костюма. Орловская губерния.

Разнообразие женского костюма. Орловская губерния.

Слайд 10

Русские костюмы кисти И.Я. Билибина

Русские костюмы кисти И.Я. Билибина

Слайд 11

ХОРОВОД Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Не

ХОРОВОД

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Не случайно

основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца — и движение по ходу солнца, хождение за солнцем — ’’посолонь” — берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.
Хороводы исполняются под песенное сопровождение и их делят на две основные группы, на два вида — орнаментальные и игровые.
В орнаментальных главное — рисунки и фигуры, которые чертит цепочка танцующих , а в игровых — есть некий сюжет.

Лаковая миниатюра

Слайд 12

В. Плотников «Хоровод»

В. Плотников «Хоровод»

Слайд 13

ПЛЯСКА Другой вид русского танца можно назвать общим словом –пляска. Пляской

ПЛЯСКА

Другой вид русского танца можно назвать общим словом –пляска.
Пляской можно выражать

различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь и т. д., но пляска — это прежде всего радость, здоровье, сила, это выход энергии пляшущего человека. ’’Ногам работа — душе праздник”, ’’Плясать — душу открывать” — гласят народные поговорки.
Характерная особенность русской пляски — импровизация. Это интереснейший творческий процесс — сочинение движений как непосредственно в момент исполнения пляски, так и в период подготовки к ней.

И.Репин «Гопак» (последняя картина художника)

Слайд 14

Сольная пляска В.М. Васнецов иллюстрация к «Царевне –Лягушке»

Сольная пляска

В.М. Васнецов иллюстрация к «Царевне –Лягушке»

Слайд 15

ПЕРЕПЛЯС ПЕРЕПЛЯС-это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности

ПЕРЕПЛЯС

ПЕРЕПЛЯС-это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя,

его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе, как правило, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов — постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. Соревнование в переплясе могло идти не только по количеству движений. Иногда ставилось условие — при исполнении не улыбаться. Плясуны, исполняя различные движения, должны были сохранить невозмутимое и серьезное выражение лица, а зрители, стоявшие вокруг, старались рассмешить их. Если кто-нибудь из плясунов улыбнется или рассмеется, он сразу же выбывает из перепляса.

Фредерик де Ханен «Танцуют в бараках» 1912

Слайд 16

От перепляса к массовому плясу А бывает и так. Не выдерживает

От перепляса к массовому плясу

А бывает и так. Не выдерживает душа

русского человека, пока дойдет до него очередь плясать, выходят в круг двое, трое, потом еще и еще, и вот уже нет круга, пляшут все находящиеся на гулянье — парни и девушки, мужчины и женщины, старики и старухи. В этой пляске нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих.

Ф.М. Фаюстов « Праздник»

Слайд 17

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ День летнего солнцеворота (солнцестояния) – самый длинный в

ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ

День летнего солнцеворота (солнцестояния) – самый длинный в

году, когда отмечается праздник Ивана Купала, расцвет природных сил.Это праздник бога Ярилы , прославляющий солнце.В эту ночь жгли костры на берегах водоемов, чтобы отметить единство стихий. Молодые девушки и парни скакали через огонь, чтобы очиститься от всего недоброго, спускали венки на воду, совершали омовения , так как считалось , что вся нечисть покидала воду до Ильина дня. Искали цветок папоротника, что цветёт раз в году и приносит богатство.

И.Соколов «Ночь на Ивана Купалу»

Слайд 18

КОЛЯДА Коляда – Этот праздник в календаре расположен симметрично празднику Ивана

КОЛЯДА

Коляда – Этот праздник в календаре расположен симметрично празднику Ивана Купалы,

т.е через полгода.
На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики: хор подростков, а иногда и взрослых «ребят» ходили со звездой в руках под окна изб. Если хозяева разрешали — то входили и пели «колядки» , получая в награду угощенье.
Слайд 19

МАСЛЕНИЦА Третий любимый праздник славян , уходящий корнями в языческие, дохристианские

МАСЛЕНИЦА

Третий любимый праздник славян , уходящий корнями в языческие, дохристианские традиции-

масленица. Это праздник начала весны ( весеннее равноденствие), окончания зимы. Главные традиции этого праздника: сжигание чучела Масленицы, поедание блинов (символов солнца и счастья), катание на санях , народные гуляния, хороводы, кулачные бои, штурм и взятие снежного городка(крепости)

Василий Суриков « Взятие снежного городка»

Слайд 20

Б.М. Кустодиев « Балаганы» Какое зимнее гулянье без посещения балаганов, где

Б.М. Кустодиев « Балаганы»

Какое зимнее гулянье без посещения балаганов, где показывали

кукольные представления, главным героем которых стал полюбившийся всем Петрушка.
Слайд 21

Эскизы А.Н. Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» Фокусник Петрушка. Яркий образ

Эскизы А.Н. Бенуа к балету Стравинского «Петрушка»

Фокусник

Петрушка.
Яркий образ его ожил

в балете с одноимённым названием в постановке М. Фокина
Слайд 22

Н.А. Бенуа. Декорации к балету «Петрушка»

Н.А. Бенуа. Декорации к балету «Петрушка»

Слайд 23

РАБОТЫ И.Я. БИЛИБИНА В ТЕАТРЕ Просто не могу не поделиться с

РАБОТЫ И.Я. БИЛИБИНА В ТЕАТРЕ

Просто не могу не поделиться с вами

работами в театре художника И.Я. Билибина .
В костюмах и декорациях наших великих русских художников получил развитие СЦЕНИЧЕСКИЙ РУССКИЙ ТАНЕЦ , наконец- то возродился в нашем обществе интерес к богатейшим народным традициям и танцу в том числе.
Просто насладитесь этой красотой!
Любите и гордитесь русским искусством, ведь за вами его будущее!

Эскиз боярина Лыкова для оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская Невеста»

Слайд 24

Эскиз декорации И.Я.Билибина к сцене из оперы « Руслан и Людмила» М.И.Глинки

Эскиз декорации И.Я.Билибина к сцене из оперы « Руслан и Людмила»

М.И.Глинки
Слайд 25

Эскизы Билибина Эскиз костюма царя Додона к опере Н.А. Римского-Корсакова «

Эскизы Билибина

Эскиз костюма царя Додона к опере Н.А. Римского-Корсакова «

Золотой Петушок»

Эскиз костюма царевича для балета Н.Н. Черепнина «Русская сказка»