Символизм в искусстве рубежа XIX-XX века

Содержание

Слайд 2

Конец XIX в. в европейских странах и США - время стреми-тельного

Конец XIX в. в европейских странах и США - время стреми-тельного

технического прогресса. В процветающем индустриальном обществе материальные ценности возобладали над духовными, а рационализм и расчёт - над чувствами. Именно тогда в кругу французских поэтов родилось новое художественное течение - символизм (от греч. «симболон» - «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. В основе художественного творчества, по мнению символистов, должно лежать не рабское следование реальности, а стремление проникнуть в то, что скрывается за этой реальностью, в тайную сущность явлений, их «изначальную идею».
Символизм - одно из крупнейших явлений в искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. Оно охватывает литературу, живопись, музыку. В своих произведениях символисты стремились отобразить жизнь души, полную переживаний, неясных смутных впечатлений, мимолётных воспоминаний. Символизм различает два мира - мир вещей и мир идей. Символ становится ключом, взаимосвязью между этими двумя мирами. У любой вещи есть земная, видимая оболочка, которую возможно изобразить, - и значение, смысл, который не поддаётся объяснению и изображению, но почувствовать, постичь его можно через предметы видимого мира. Искусство - это ключ к тайне.
Слайд 3

Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) Надежда

Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) Надежда

Слайд 4

Одним из крупнейших мастеров символизма во Франции был Пьер Пюви де

Одним из крупнейших мастеров символизма во Франции был Пьер Пюви де

Шаванн. В юности, следуя примеру отца, он собирался стать горным инженером, но путешествия по Италии изменили его планы. Молодой человек увидел фрески мастеров Раннего Возрождения, и впечатление оказалось настолько сильным, что он решил посвятить свою жизнь искусству. Не менее серьёзным было воздействие творчества Энгра. В то же время обучение Пюви де Шаванна у великого Делакруа, продлившееся всего две недели, и у других мастеров не оказало на него большого влияния.
Известность пришла к художнику после создания двух композиций «Надежда». Они предельно просты: молодая девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом - одетая в белое платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благодаря этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется одновременно и деревом на заднем плане. Один и тот же предмет может восприниматься и как элемент пейзажа, и как символ.
Слайд 5

Пюви де Шаванн. Святая Женевьева, созерцающая Париж. Композиция для Пантеона в

Пюви де Шаванн. Святая Женевьева, созерцающая Париж. Композиция для Пантеона в

Париже

Выдающимся произведением Пюви де Шаванна стал цикл монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» для Пантеона в Париже. Огромные панно представляют собой последовательный рассказ о жизни святой, однако каждое из них самодостаточно.
Одна из лучших композиций цикла - «Святая Женевьева, созерцающая Париж» - прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым всегда стремился художник. Фигура Святой Женевьевы завораживает ясным и лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным рисунком. Панорама города с протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий декоративное начало в композиции, сближал, по его мнению, современную живопись с фресками великих итальянских мастеров XV в., приводящими зрителя в состояние душевного равновесия. Колорит картины, построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах, также вызывает в памяти Раннее Возрождение.

Слайд 6

Пюви де Шаванн. Священная роща, возлюбленная музами и искусствами

Пюви де Шаванн. Священная роща, возлюбленная музами и искусствами

Слайд 7

Для живописца с подобными художественными вкусами стало естественным обращение к античности.

Для живописца с подобными художественными вкусами стало естественным обращение к античности.

Но Пюви де Шаванн не стремился превращать античные образы в идеал для современного человека, воспитывать, насаждать политические или общественные идеи через обращение к античным сюжетам (как это делали художники-классицисты, например, Давид в «Клятве Горациев»), Античность, считал он, прекрасна сама по себе, её совершенство существует ради эстетического наслаждения, а не ради воспитания. Наслаждение красотой не должно зависеть от содержания.
Эти воззрения отражены в панно на античные сюжеты, выполненных Пюви де Шаванном для Дворца искусств в Лионе. Цикл включает в себя три крупных полотна: «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» (аллегория союза наук и искусств), «Видение античности» (аллегория художественной формы) и «Христианское вдохновение» (аллегория чувств художника). Панно «Священная роща...» воплощает символистские представления об античности. На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать невозможно, его нет. Персонажи пребывают среди вымышленного пейзажа; пространство обозначено условно. Все фигуры - лишь разные воплощения одного образа (все они написаны с одной натурщицы). Главным оказывается музыкальное созвучие линий пейзажа и как бы замедленных движений персонажей, создающее атмосферу сновидения, мечты. Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают картину похожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая стилизация.
Слайд 8

Композиция «Видение античности» на стене Дворца искусств в Лионе

Композиция «Видение античности» на стене Дворца искусств в Лионе

Слайд 9

Пюви де Шаванн. Девушки у моря Умение Пюви де Шаванна превратить

Пюви де Шаванн. Девушки у моря

Умение Пюви де Шаванна превратить любой

незатейливый сюжет в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря», которое художник считал своей лучшей работой. Это живописное воплощение гармонии человека и природы. Холодный колорит, основанный на серо-голубых тонах, придаёт сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи. Композиция рождает ощущение плавной напевной и нескончаемой мелодии, исполненной поэтической меланхолии.
Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма. Деталей со сложным значением, недосказанности в его работах нет: они просты по содержанию. Символами становятся художественная форма, эпоха, стиль, к которым обращался мастер. По его словам, он хотел построить в живописи новый мир, «параллельный природе». В таком мире любые обыденные понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, а быт становится частью Бытия.
Слайд 10

Гюстав Моро (1826-1898). Эдип и Сфинкс. Единороги

Гюстав Моро (1826-1898). Эдип и Сфинкс. Единороги

Слайд 11

Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живо¬писец Гюстав Моро также был

Современник Пьера Пюви де Шаванна французский живо¬писец Гюстав Моро также был

символистом, однако характер его творчества совершенно иной. Он стремился следовать двум основным принципам, которые сам же сформулировал. Один из них
- принцип «прекрасной инерции». Согласно ему, все персонажи картины должны изображаться в состоянии глубокой погружённости в себя, «заснувшими, унесёнными к другим мирам, далёким от нашего». Благодаря этому зритель должен лучше почувствовать борьбу духа за освобождение от власти материи.
Свою теорию художник попытался воплотить в картине «Эдип и Сфинкс», написанной под впечатлением одноимённого полотна Энгра. На картине Моро Эдип, словно заворожённый, не может оторвать взгляд от обольстительно прекрасного лица Сфинкс, по- луженщины-полульвицы, прыгнувшей к нему на грудь.
Второй важный принцип творчества был назван Моро «не-обходимым великолепием». Картина, по его мнению, должна быть фантастическим видением, поражать яркими красками, игрой света, роскошью одежд и драгоценностей, изобилием орнаментов и декоративных деталей. Поль Гоген писал о живописи Моро: «Каждую человеческую фигуру он превращает в драгоценность, увешанную драгоценностями. По существу, Моро не художник, а превосходный ювелир».
Картина «Единороги» перегружена богатым орнаментом до такой степени, что лица и руки персонажей кажутся искусственными вставками (единорог - мифическое животное с телом лошади и длинным прямым рогом на лбу; в средневековых легендах на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого, кто ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал).
Слайд 12

Очень эффектна композиция «Явление». Это необычная трактовка библейской сцены, в которой

Очень эффектна композиция «Явление». Это необычная трактовка библейской сцены, в которой

прекрасная Саломея танцует перед царем Иродом, обещавшим за этот танец исполнить любое ее желание. По наущению матери Иродиады, Саломея попросила у царя голову Иоанна Крестителя. Так царица хотела отомстить Крестителю, осудившему ее брак с Иродом. В картине Моро голова Иоанна Крестителя представлена как видение, явившееся Саломее в ореоле небесного света. Глаза Иоанна смотрят прямо на Саломею, а по длинным волосам стекают на пол струи крови. Яркая вспышка света вокруг головы Иоанна заставляет сверкать роскошный наряд девушки и золотые украшения. Массивные колонны, оплетённые сложным орнаментом, прорисованы тонкими белыми линиями; они напоминают мираж.
Умение художника создать выразительную цветовую гамму, стремление к декоративной изысканности и сильным эмоциям произвели большое впечатление на современных ему живописцев. Опыт Гюстава Моро использовали фовисты и русские мастера стиля модерн.
Слайд 13

Г.Моро. Явление.

Г.Моро. Явление.