Система К.С. Станиславского основа воспитания и обучения профессии режиссера и актера

Содержание

Слайд 2

Они разделились по обязанностям. Станиславский – актеры, работа над спектаклем; Немирович-Данченко

Они разделились по обязанностям. Станиславский – актеры, работа над спектаклем; Немирович-Данченко

– драматургия (выбор произведений, заведующий литературной частью). Были разработаны все принципы нового театра, которые реализованы в МХТ.
Создание нового театра определило новые задачи в актерской профессии. Станиславский понимал необходимость создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания «во всякую минуту пребывания на сцене. Система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта К.С. Станиславского, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства.
Слайд 3

«Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» Система является

«Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью»
Система является теоретическим

выражением реалистического направления в искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а настоящего переживания. Система состоит из двух разделов.
Первый раздел посвящен проблеме работы актера над собой. Актер – носитель специфики театра. Это ежедневная тренировка. Целенаправленное, органическое действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах — основа актерского искусства. Сценическое действие является центральной проблемой системы Станиславского. Оно представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актера, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Здесь, говорит Константин Сергеевич, актёр должен стать образом, проживать его жизнь как собственную.
Ошибка начинающего артиста состоит во внешнем копировании чувств и эмоций. Чтобы её избежать, настоящий актёр не изображает чувства – он действует внутри себя, переживая эмоции героя на самом деле.
Вывод – ОТРАБОТКА НАВЫКОВ АКТЁРА
Слайд 4

Второй раздел посвящен работе актера над ролью. Станиславский определяет пути и

Второй раздел посвящен работе актера над ролью. Станиславский определяет пути и

средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно поняв общий замысел произведения. В этом ему должен помочь режиссер. Цель работы режиссера – помочь актеру перевоплотиться в изображаемое лицо. Особое место в системе Станиславского занимает раздел об этике актера. Задачи постижения искусства неотделимы от проблем формирования личности. Константин Сергеевич утверждает, что содержание образа не будет передано в полной мере без навыков и умений, включения составляющих актёрской техники в ход построения роли и воплощения персонажа в жизнь в искусстве сцены. Работа актера над собой помогает включиться в жизнь роли, прочувствовать её. Константин Сергеевич придаёт огромное значение первому знакомству артиста с ролью: без режиссёрского вмешательства в актёре рождается природный творческий процесс.
Слайд 5

В книге «Работа актера над ролью» Константин Сергеевич напоминает, что каким

В книге «Работа актера над ролью» Константин Сергеевич напоминает, что каким

бы великим талантом ни обладал актёр, он остаётся любителем до той поры, пока у него не возникнет острая потребность читать литературу, посвящённую театру и в совершенстве овладевать основами сценического мастерства.
Для создания образа недостаточно читать сценарий и анализировать роль, Константин Станиславский утверждает, что нужно включить артистическое воображение для оживления внешних обстоятельств и внутренних – через призму собственного понимания, какой должна быть жизнь.
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ, НАД РОЛЬЮ. ОТНОСИТЕЛЬНО ДРАМАТУРГИИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Слайд 6

Принципы системы Система Станиславского включает в себя несколько важных принципов. Принцип

Принципы системы
Система Станиславского включает в себя несколько важных принципов.
Принцип

жизненной правды. Это основа основ всей системы. Требованием жизненной правды проникнуто в системе Станиславского решительно все. Дух системы К.С. Станиславского требует не прощать ни самому себе, ни своим ученикам ничего приблизительного, нарочито условного, ложно театрального, как бы это «условное» и «театральное» ни казалось эффектным и интересным. Это и есть путь к истинной театральности — живой, естественной, органической.
Слайд 7

Учение о сверхзадаче. Однако, на сцену нельзя тащить из жизни все,

Учение о сверхзадаче. Однако, на сцену нельзя тащить из жизни все,

что только на глаза попадет. Необходим отбор. Но что является критерием отбора»? Сверхзадача. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему, художник стремится. Таким образом, учение К.С. Станиславского о сверхзадаче — это не только требование от актера идейности творчества, но это, кроме того, еще и требование его идейной активности, которая лежит в основе общественно-преобразующего значения искусства. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею, как компасом, художник не ошибается ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств. Но что же Станиславской считал выразительным материалом в актерском искусстве? На этот вопрос отвечает третий основной принцип Станиславского…
Слайд 8

Принцип действенной основы сценического искусства, говорящий о том, что нельзя играть

Принцип действенной основы сценического искусства, говорящий о том, что нельзя играть

образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли». Этот принцип является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы (метод работы над ролью). Кто не понял этого принципа, не понял и всю систему.
Принцип органичности. Ничего искусственного, ничего механического в творчестве актера не должно быть, все должно подчиняться в нем требованию. Конечным этапом творческого процесса в актерском искусстве, с точки зрения К.С. Станиславского, является создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера в этот образ. Рождение. Всё должно рождаться на сцене здесь и сейчас. С каждым повторением должно смотреться по-новому.
Слайд 9

Принцип перевоплощения является решающим принципом системы. Где нет художественных образов, там

Принцип перевоплощения является решающим принципом системы. Где нет художественных образов, там

нет и искусства. Но искусство актера — вторичное, исполнительское; актер в своем творчестве опирается на другое искусство — на искусство драматурга — и исходит из него. А в произведении драматурга образы уже даны; правда, только в словесном материале пьесы, в литературной форме, но они тем не менее существуют, иначе пьеса не была бы произведением искусства. Поэтому, если соответствующим образом одетый и загримированный актер хотя бы только грамотно читает свою роль, в представлении зрителя все же возникает некий художественный образ. Создателем такого образа ни в какой степени не является актер, его творцом как был, так и остается только драматург.