- Главная
- Культурология
- Советское искусство 40-50 гг
Содержание
- 2. История Советского союза (40-50 годов) Какие темы произведений были актуальны Популярные произведения Художники и писатели того
- 3. Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными,
- 4. Подобная общественная обстановка не могла благотворно влиять на атмосферу творческую, и пути искусства этой поры были
- 5. Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого они вышли победителями, и в
- 6. Ю.М. Непринцев живописными средствами добивался такой же жизненности образа, его «обыкновенности», какую сумел создать А.Т. Твардовский:
- 7. Наоборот, в полотне Костецкого отсутствуют какие-либо подробности «повествования», все решено живописно-пластически ясно, энергично промоделированы центральные фигуры
- 8. Среди многих памятных нам «шумных», патетических многофигурных полотен, создаваемых часто «бригадным способом», выделяется некоторыми формальными достоинствами
- 9. «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».
- 10. Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах и в тылу люди, стал
- 11. Яблонская «Хлеб» Пластов «Ужин трактористов» Мельников «На мирных полях» Пластов «Сенокос»
- 12. Рядом с пластовской «живописной стихией» в эти годы продолжает существовать искусство, тяготеющее к повествовательности, идущей от
- 13. Ф.Решетников «Прибыл на каникулы» Ф. Решетников «Опять двойка» С. Григорьев «Вратарь» Чуйков «Утро»
- 14. В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу земли, взорванной войной, все чаще
- 15. Величавый покой, необъятность своей земли передает узбекский пейзажист Ц. Тансыкбаев в широко известной картине «Вечер на
- 16. В 40–50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым строительством интенсивно развивается монументально-декоративное искусство.
- 17. Но в этот период создавалось и много росписей, грешащих излишней детализацией, противопоказанной монументальной живописи. Эти недостатки
- 18. Листы «У Бабьего яра», «Мать», «Хиросима», «Тревога» и другие –всего 10 рисунков темперой и тушью, чуть
- 19. 50-е годы – это расцвет эстампа – печатной станковой графики в разных техниках: и ксилографии, и
- 20. Интересно работают графики Украины, Средней Азии, Казахстана. Певцом новой Москвы, ее новостроек стал Ю. Пименов, исполнивший
- 21. Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого индивидуального дарования иллюстрации А. Пластова к произведениям
- 22. Наконец, в эти годы В.А. Фаворский заканчивает свои последние – одни из лучших – ксилографии к
- 23. Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев. Памятник представляет собой пятигранный обелиск
- 24. Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 г. откликается на ширящееся движение борьбы за мир скульптурной
- 25. Но следует признать также, что в конце 40-х – в 50-е годы в портретном решении создаваемых
- 26. Правда, ни одна его работа не имеет такой силы образности, как портрет Достоевского, исполненный еще в
- 27. Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были построены заново, при этом были
- 28. Начало этому было положено «сталинским ампиром» еще 30-х годов. Кроме того, в их сомнительной красоте есть
- 30. Скачать презентацию
История Советского союза (40-50 годов)
Какие темы произведений были актуальны
Популярные произведения
Художники и
Какие темы произведений были актуальны
Популярные произведения
Художники и
Кто были героями произведений
В каком стиле рисовали художники
Изменение в пейзажных зарисовках
Развитие монументально-декоративное искусства
Создание росписей, грешащих излишней детализацией, противопоказанной монументальной живописи
Расцвет эстампа
Что использовали художники
Какие цвета использовали
Скульптуры того периода
Создания проектов новых городов
Вы узнаете :
Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские,
Художественная жизнь в эти годы необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские,
Следует помнить, однако, что в послевоенные годы продолжался процесс нарушения общественных норм жизни, демократических свобод. Культ Сталина расцвел пышным цветом. На нашей памяти – развернутое в конце 40-х годов наступление на так называемых космополитов и постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», выносящие несправедливый приговор такой замечательной поэтессе, как А.А. Ахматова, и такому тонкому сатирику, как М.М. Зощенко.
Советское искусство середины 40-х – конца 50-х годов
Подобная общественная обстановка не могла благотворно влиять на атмосферу творческую, и
Подобная общественная обстановка не могла благотворно влиять на атмосферу творческую, и
Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого
Тема войны, тема нравственного и физического испытания советских людей, из которого
Ю.М. Непринцев живописными средствами добивался такой же жизненности образа, его «обыкновенности»,
Ю.М. Непринцев живописными средствами добивался такой же жизненности образа, его «обыкновенности»,
Твардовский и вслед за ним Непринцев увековечили своими произведениями, каждый своими средствами, память о таких вот обыкновенных парнях, которые и победили в войне. В своей работе художник шел по пути «уточнения биографии» каждого из действующих лиц, и в особенности главного героя – балагура и острослова, души компании и бесстрашного солдата. Опираясь на традиции русской классической живописи, полотен Репина и Сурикова (как здесь не вспомнить «Запорожцев»!), художник создал неповторимые, индивидуальные образы, целую галерею характеров и вместе с тем один цельный образ – боевого братства. Как говорил сам художник: «В своей картине я хотел дать коллективный портрет... солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины –это русский народ».
Наоборот, в полотне Костецкого отсутствуют какие-либо подробности «повествования», все решено живописно-пластически
Наоборот, в полотне Костецкого отсутствуют какие-либо подробности «повествования», все решено живописно-пластически
Мы уже говорили, что такие произведения, как «Теркин» или «Возвращение», широко используют традиции русского искусства, прежде всего передвижников, и вполне закономерно говорить о программности этого использования.
В послевоенные годы, естественно, создается не так уж много произведений чисто батального жанра, да и те часто грешат одноплановостью характеристик, иллюстративностью, отсутствием обобщенного образа, еще чаще – недостаточно высоким художественным уровнем.
Среди многих памятных нам «шумных», патетических многофигурных полотен, создаваемых часто «бригадным
Среди многих памятных нам «шумных», патетических многофигурных полотен, создаваемых часто «бригадным
Дореволюционная история русского пролетариата нашла воплощение в картинах Ю.Н. Тулина «Лена. 1912 год», Б.С. Угарова «На рудниках (1912 год)» (обе – 1957).
Помимо историко-революционного развивается чисто исторический жанр. Примером может служить работа украинского мастера Р.С. Мелихова «Молодой Тарас Шевченко у художника К.П. Брюллова» (1947, ГТГ), написанная свободно, в звучном цельном колорите.
«Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».
«Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола».
Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах
Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы воевавшие на фронтах
Яблонская «Хлеб»
Пластов «Ужин трактористов»
Мельников «На мирных полях»
Пластов
«Сенокос»
Яблонская «Хлеб»
Пластов «Ужин трактористов»
Мельников «На мирных полях»
Пластов
«Сенокос»
Рядом с пластовской «живописной стихией» в эти годы продолжает существовать искусство,
Рядом с пластовской «живописной стихией» в эти годы продолжает существовать искусство,
В 40–50-е годы интересно работают художники из многих республик нашей страны, например С.А. Чуйков («Утро», 1947; «Дочь чабана», 1956), Я.Я. Осис («Латышские рыбаки», 1956), казахские живописцы С. Мамбеев, К. Тельжанов, М. Кенбаев, азербайджанцы М. Абдуллаев, А. Джафаров, эстонец В. Лойк, армянин О. Зардарян, грузин Ц. Джапаридзе и др.
Ф.Решетников «Прибыл на каникулы»
Ф. Решетников «Опять двойка»
С. Григорьев «Вратарь»
Чуйков «Утро»
Ф.Решетников «Прибыл на каникулы»
Ф. Решетников «Опять двойка»
С. Григорьев «Вратарь»
Чуйков «Утро»
В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу
В послевоенные годы пейзаж тоже претерпевает некоторые изменения. На смену образу
Величавый покой, необъятность своей земли передает узбекский пейзажист Ц. Тансыкбаев в
Величавый покой, необъятность своей земли передает узбекский пейзажист Ц. Тансыкбаев в
Проникнутые глубоким лирическим чувством разные состояния природы по-прежнему интересуют такого поэтического живописца, как А. Грицай (серия «Весна», 1955–1957).
С такой же любовью к родной земле, воспевая щедрость природы, работают художники и в жанре натюрморта – каждый в соответствии со своим видением и отпущенным ему даром колоризма (М. Абегян, М. Асламазян, В. Тетерин, Ю. Пименов, Л. Лангинен и многие другие).
Интересно развивается в послевоенном искусстве портрет.
В этом жанре продолжают работать М. Сарьян, И. Грабарь, П. Корин. В своей скупой выразительной манере, всегда остро подчеркивая индивидуальное в модели, Корин исполняет портреты близких ему людей художественной среды: С. Коненкова (1947), М. Сарьяна, Р. Симонова (оба–1956), Кукрыниксов (1957– 1959) –прекрасные «живописные монументы», по образному определению одного из исследователей. Создает изысканные по цвету, лирические по характеру портреты В.М. Орешников (портрет балерины А.Я. Шелест, 1949). Свои лучшие работы исполнил на склоне лет Фальк («Автопортрет в красной феске», 1956). Образы рабочих интересуют ленинградского художника Л. Кабачека. М. Сарьян одним из первых изобразил генерала армии Баграмяна в «непарадном виде», без обычных для того времени «котурнов» (1947).
В 40–50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым
В 40–50-е годы в связи с восстановлением разрушенных городов и новым
Дейнека и Корин исполняли мозаики для метрополитена. Корину принадлежат плафонные мозаики станции Московского метро «Комсомольская-кольцевая» (1951, арх. А.В. Щусев), посвященные образам великих русских полководцев – Александру Невскому, Минину, Пожарскому, Суворову, Кутузову; А.А. Мыльникову, А. Королеву и В. Снопову (1955) –мозаика «Изобилие» для вестибюля станции «Владимирская» Ленинградского метро. Это примеры лучших монументальных произведений послевоенного времени.
Но в этот период создавалось и много росписей, грешащих излишней детализацией,
Но в этот период создавалось и много росписей, грешащих излишней детализацией,
В графике послевоенных лет почти равномерно развиваются как станковые формы, так и иллюстрация и политический плакат. Большую роль здесь играют художники, сами прошедшие войну, как, например, Б. И. Пророков (1911–1972). С публицистическим пафосом он исполняет серию сатирических листов «Вот она, Америка» и «Маяковский об Америке» (1947–1949) на стихи В. Маяковского. Они не похожи на иллюстрации, скорее это вполне самостоятельные произведения. В 1950–1951 гг. он создает новую серию на тему «За мир!». Но наиболее выразителен его поздний цикл «Это не должно повториться!» (1958–1959).
Листы «У Бабьего яра», «Мать», «Хиросима», «Тревога» и другие –всего
Листы «У Бабьего яра», «Мать», «Хиросима», «Тревога» и другие –всего
В жанре политической карикатуры продолжают активно работать Кукрыниксы, Л. Сойфертис, В. Горяев.
Плакат послевоенных лет посвящен в основном трудовой теме. После накала, напряженности героических лет войны, на общем фоне казенной лакировки действительности наступает заметный упадок его искусства.
50-е годы – это расцвет эстампа – печатной станковой графики в
50-е годы – это расцвет эстампа – печатной станковой графики в
Станковой гравюре послевоенных лет свойственны, по сути, те же недостатки, что и живописи: она нередко грешила описательностью, натурализмом, прямолинейностью, с одной стороны, и идеализацией, академической «заглаженностью» – с другой. Иногда это диковинным образом уживалось вместе. Но рядом существовали, например, и замечательные портретные литографии Г. Верейского (портрет К. Рудакова, 1946). Особый тип репрезентативного романтического портрета создает в эти годы работающий в Грузии В. Шухаев. Это время прекрасных пейзажей старого Таллина и других городов Эстонии, которые создают И. Линнат и Э. Лепп, блестящих по художественному мастерству натюрмортов В. Конашевича, исполненных в акварели и гуаши.
Интересно работают графики Украины, Средней Азии, Казахстана. Певцом новой Москвы, ее
Интересно работают графики Украины, Средней Азии, Казахстана. Певцом новой Москвы, ее
В мирные годы кажется естественным бурное развитие книжной иллюстрации, которое также было неоднозначно: в первое время господствовала иллюстрация-картина с подробно разработанным сюжетом, затем художники занялись созданием целостного графического произведения, составляющего вместе с текстом «единый книжный организм».
Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого индивидуального дарования
Несомненными удачами этих лет являются разнообразные, несущие печать яркого индивидуального дарования
В технике перового рисунка и акварели создаются изысканные иллюстрации к драме «Маскарад» Лермонтова и повести «Левша» Лескова. Они выполнены Н. Кузьминым.
Кукрыниксы исполняют цикл иллюстраций к «Фоме Гордееву» (1948) М. Горького и к «Даме с собачкой» А.П. Чехова (1946). Очень лирические и проникновенные рисунки к Чехову стали классикой по своей адекватности настроению литературного произведения. Д. Шмаринов иллюстрирует «Войну и мир» (1955), Е. Кибрик – «Тараса Бульбу» (1944–1945), Д. Дубинский – Гайдара и Куприна.
Наконец, в эти годы В.А. Фаворский заканчивает свои последние – одни
Наконец, в эти годы В.А. Фаворский заканчивает свои последние – одни
В скульптуре послевоенных лет основное место занимают мемориалы и бюсты героев войны. Здесь, к сожалению, открываются огромные возможности для искусства «приподнято-вдохновенного», отмеченного чертами ложной романтики и экзальтированной (неуемной) патетики. Н. Томский исполняет монумент генералу армии И.Д. Черняховскому в Вильнюсе (1950) на месте захоронения героя (перенесен в г. Воронеж в 1993 г.). Он изображает его спокойно стоящим на башне танка с биноклем в руке. Памятник в Калининграде в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом Кенигсбергскую крепость, исполнен литовскими скульпторами во главе с Ю.И. Микенасом
Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев.
Это первый монумент, который стал создаваться буквально по следам идущих боев.
В. Цигаль, Л. Кербель исполняют два монумента советским воинам – один в Берлине, другой в Бресте (1945–1946).
Л. Кербель еще во время войны на Северном флоте работает над портретами моряков-героев. «Военная» тема завершается им в 1960 г. монументом маршалу Ф.И. Толбухину в Москве (бронза, гранит, арх. Г. Захаров).
В станковой скульптуре тему подвига, совершенного советским народом в Великой Отечественной войне, раскрывает композиция молодого тогда скульптора Д. Фивейского «Сильнее смерти» (гипс, 1957), изображающая трех бойцов перед расстрелом. Каждый из них резко индивидуален, но у них одно общее – все сыновья родной земли. Эта общность подчеркнута, как бы предваряя будущий суровый стиль 60-х годов, цельностью пластики и четкостью фронтальной композиции.
Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 г. откликается на ширящееся
Всегда чувствующий нерв времени Вучетич в 1957 г. откликается на ширящееся
Создаются монументы историческим деятелям и деятелям культуры. С.М. Орлов, А.П. Антропов и Н.Л. Штамм –авторы памятника Юрию Долгорукову в Москве перед зданием Моссовета (1953–1954); В. Мухина в 1952 г. завершает работу над памятником Горькому на его родине; А.П. Кибальников – над памятником Чернышевскому в Саратове (1953) и В. Маяковскому в Москве (1958). На площади Искусств в Ленинграде, у здания Русского музея, в 1957 г. был поставлен памятник А.С. Пушкину. Скульптор М.К. Аникушин долго работал над образом, замысел возник еще в студенческие годы. Было создано множество различных вариантов решения образа. Такая кропотливая работа может найти аналог разве только у Родена (Бальзак) и Бурделя (Бетховен). Аникушин исполнил «Пушкина» в лучших традициях классического монумента: в простых и лаконичных формах передан душевно-ясный и изящно-благородный облик великого поэта. Пьедестал (арх. В. Петров) выверен и соразмерен фигуре. Монумент находится в полной гармонии с прекраснейшим россиевским ансамблем площади. Традиционный «портретный» памятник имеет длительную традицию в искусстве прошлого, и Пушкин Аникушина –лучший тому пример.
Но следует признать также, что в конце 40-х – в 50-е
Но следует признать также, что в конце 40-х – в 50-е
Бытовизма, внешней описательности, а иногда, наоборот, идеализации и салонности не избежал чисто портретный жанр станковой скульптуры, активно развивающейся в 50-е годы. Однако были и редкие удачи, о чем свидетельствует бюст латышского скульптора Т. Залькална, мастерски исполненный Томским (бронза, 1957), и его же портрет Ж. Гельтона (1954), отличающийся психологической глубиной и высоким профессионализмом. По-прежнему разнообразна в пластических решениях и психологических характеристиках С. Лебедева. Во всех жанрах, в том числе и в портретном («Б. Пастернак», 1961–1963, ГТГ; более ранние –портрет художницы Н.А. Удальцовой, бронза, 1952; архитектора Полторацкого, бронза, 1954; писателя К. Паустовского, бронза, 1956), работает вернувшийся из Америки на родину С. Коненков.
Правда, ни одна его работа не имеет такой силы образности, как
Правда, ни одна его работа не имеет такой силы образности, как
Архитектура этих лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Начинается массовое жилищное строительство. Огромное значение для дальнейшего развития архитектуры имело начавшееся в эти годы строительство из крупных бетонных блоков (но прямого отношения к искусству это уже не имеет).
Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были
Создаются проекты новых городов. Сталинград, Киев, Минск, Новгород, по сути, были
Начало этому было положено «сталинским ампиром» еще 30-х годов. Кроме того,
Начало этому было положено «сталинским ампиром» еще 30-х годов. Кроме того,