Товстоногов Георгий Александрович 1915-1989

Содержание

Слайд 2

Георгий Товстоногов родился в Тифлисе в семье инженера-железнодорожника. С ранних лет

Георгий Товстоногов родился в Тифлисе в семье инженера-железнодорожника. С ранних лет

он много времени проводил в театре, актёром которого был его дядя.
В 15-летнем возрасте он окончил школу и поступил в Тбилисский железнодорожный институт где его отец заведовал кафедрой. Однако он очень быстро понял что его настоящее призвание это театр.

С 1931 года начал свою сценическую деятельность - как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем которого был основатель детского театра в Грузии Н.Я. Маршак. В этом театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль - «Предложение» А.П. Чехова

Слайд 3

В 1933 году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. При этом

В 1933 году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. При этом

в документах он прибавил себе два года и на протяжении всей дальнейшей его жизни официально годом рождения Товстоногова считался 1913-й - от этого года позже отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их дважды - официально и неофициально.

В ГИТИСе учителями Товстоногова были известные театральные режиссёры и педагоги Андрей Лобанов и Алексей Попов, при этом Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый спектакль. Обучаясь в Москве, он смотрел до ста постановок в год - это была отличная школа.

Слайд 4

В 1937 году отец Георгия Товстоногова был репрессирован как японский шпион.

В 1937 году отец Георгия Товстоногова был репрессирован как японский шпион.

Самого Георгия - как «сына врага народа» - отчислили с четвёртого курса. Но через несколько месяцев он был восстановлен - якобы после того, как Сталин произнёс фразу «Сын за отца не отвечает» и в 1938 году окончил ГИТИС.

В 1938-1946 годах работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра, предоставил ему руководство актёрским курсом, где Георгий Товстоногов проявил себя незаурядным педагогом.

Слайд 5

В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал

В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал

в Москву и стал художественным руководителем Гастрольного реалистического театра, где проработал до 1948 года. Параллельно в 1946-1949 годах был режиссёром Центрального детского театра. Также в это время ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Слайд 6

В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а

В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а

в 1950 году - главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова - стремление к монументальным, обобщенным формам.
Он выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны.
Слайд 7

Наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс.

Наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс.

Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС, этот спектакль, позже удостоенный Ленинской премии, сыграл важную роль в новом назначении режиссёра.
Слайд 8

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром

В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром

Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период. Едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя в следствие чего образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием. Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров.
Слайд 9

Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра

Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра

им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе как о талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда для спасения «первого пролетарского театра», Товстоногов всё же 13 февраля 1956 года принял пост главного режиссёра БДТ имени Максима Горького.
Слайд 10

Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения руководящих инстанций, уволил

Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения руководящих инстанций, уволил

примерно треть труппы(более 30 актёров).
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его первой сценой страны. В истории театра эту эпоху называли «золотой».

Для возвращения БДТ былой славы требовались быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г М. Коркин. Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!».

Слайд 11

С 1960-х годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки

С 1960-х годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки

и кинематографии, написал две важные для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества - «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей». Воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
Слайд 12

Георгий Товстоногов работал также на телевидении; кроме 5 телеспектаклей, поставленных в

Георгий Товстоногов работал также на телевидении; кроме 5 телеспектаклей, поставленных в

1963-1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году телефильм - «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радио спектакль - «Верность» О. Берггольц (1961).
Слайд 13

23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля

23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля

«Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и больше не тронулась с места - Товстоногов умер от сердечного приступа. Его могила с памятником в виде распятия (1992 год, скульптор Л.К. Лазарев) на Черкасовской дорожке стала последним по времени захоронением в Некрополе.
Слайд 14

В 1992 году Большому драматическому театру, которым Георгий Товстоногов руководил последние

В 1992 году Большому драматическому театру, которым Георгий Товстоногов руководил последние

33 года своей жизни, было присвоено его имя. В сентябре 2015 года, в честь столетия режиссёра, в фойе театра был установлен его памятный бюст.
Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр. В 2011 году в сквере открыт памятник Г. А. Товстоногову (скульптор И. Б. Корнеев). На доме, Петровская наб., д. № 4, где он жил, открыта мемориальная доска.