Церковное искусство древней Руси

Содержание

Слайд 2

Церковное искусство - традиции и навыки выражения, через доступное пяти плотским

Церковное искусство - традиции и навыки выражения, через доступное пяти плотским

чувствам, знаков сокровенного. Оно отражает для человека через образы, формы, звуки, и даже запахи и вкус, ту реальность, которая будет нам явлена в паки-бытии. Решить эту задачу человеку невозможно, но все возможно Богу , если человек призывает Его в соделатели своих творений, почему церковное искусство является синергией , содействием Творца и человека.
Слайд 3

- Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки

- Мозаика - монументальный вид живописи, где изображение формируется посредством компоновки

набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Традиционно выделяют такие области специально церковного искусства как:

Свято-Успенская
Почаевская Лавра,
Почаев, Украина

Слайд 4

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р)Киев

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р)Киев

Слайд 5

- Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой

- Фреска - вид монументальной живописи, роспись водяными красками по сырой

штукатурке. Фрески наиболее подвержены разрушению светом в отличие от мозаики. Так же фрески теряют первоначальный вид при появлении со временем трещин на штукатурке.
Некоторые фрески сохранились до наших дней.

Преображение Господне. Фреска. Сербия

Слайд 6

-иконопись Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия крещения

-иконопись

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия крещения в

988 г. при князе Владимире Святославиче. Князь Владимир привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось. Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

А.Рублёв – икона «Святая Троица»

Слайд 7

Известны псковская, новгородская, московская, тверская и другие школы иконописи – об

Известны псковская, новгородская, московская, тверская и другие школы иконописи – об

этом невозможно рассказать в одной обзорной статье. Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. – Андрей Рублёв. В конце XIV-начале XV вв. Рублёв создал свой шедевр – икону «Святая Троица» (Третьяковская галерея). Она является одной из самых прославленных русских икон.

Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI в. (Новгородский музей)

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII в.)

Слайд 8

-Резьба по дереву в благоукрашении храмов. Деревянная резьба издревле украшала православные

-Резьба по дереву в благоукрашении храмов. Деревянная резьба издревле украшала православные

храмы Руси. Каждый завиток замысловатых узоров нес в себе глубокую символику. Резные композиции, созданные мастерами XVI - XVII столетий, весьма причудливы, включают фигуры мифологических животных и птиц.

Иконостас Троицкого храма в Мансурово, Курская область.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами.

Слайд 9

Царские врата Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. XVIII в. Царские врата иконостаса

Царские врата Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. XVIII в.

Царские врата иконостаса храма

Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, г. Москва.

Ца́рские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на литургии Святые Дары..

Слайд 10

Киот или кивот (греч. «ящик») – рама или ковчег (ящик, обычно

Киот или кивот (греч. «ящик») – рама или ковчег (ящик, обычно

деревянный) со стеклом, в котором помещается икона.
Слайд 11

Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения.

Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и

давнюю историю происхождения.
Слайд 12

Традицию лицевого шитья и золотное шитье церковное Предание связывает с жизнью

Традицию лицевого шитья и золотное шитье церковное Предание связывает с жизнью

Богоматери, получившей воспитание при храме. Согласно апокрифическому Евангелию Иакова, в момент Благовещения Дева Мария ткала храмовую завесу (это предание отражено в иконографии Благовещения, где Святая Дева изображается с пурпурной нитью в руках): "Тогда было совещание у священнослужителей, которые сказали: Cделаем завесу для храма Господня.
Слайд 13

Тысячу лет назад началось зарождение на Руси лицевого шитья. Именно с

Тысячу лет назад началось зарождение на Руси лицевого шитья. Именно с

момента принятия христианства Русь познакомилась (наряду с ранее известным орнаментальным шитьем – шитьем лицевым). (В словаре изографа лицевое шитье определяется как "Один из видов иконописания, исполняемый цветными нитками по ткани…")
Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988г.) лицевое шитье сформировалось здесь, как и иконопись, под непосредственным воздействием Византии.
Слайд 14

Хору́гви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников

Хору́гви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо

чтимых святых и праздников
Слайд 15