Великие полководцы России в изобразительном искусстве

Содержание

Слайд 2

Своей славой и величием, независимостью Россия во многом обязана великим полководцам.

Своей славой и величием, независимостью Россия во многом обязана великим полководцам.


Павел Дмитриевич Ко́рин (1892-1967)

Художник Павел Корин стремился создать обобщающие, подлинно народные образы героев славного прошлого России и монументальные полные духовных сил портреты выдающихся современников.
Его портреты не только представляют конкретную личность, но и воплощают в себе собирательный образ воина.

Слайд 3

П. Корин. Александр Невский На портрете Корина изображён Александр Невский, отстоящий

П. Корин. Александр Невский

На портрете Корина изображён Александр Невский, отстоящий границы

Руси от врагов – шведов и немецких рыцарей.
Твёрдо опершись на меч, Александр Невский грозно смотрит перед собой. За фигурой князя, на дальнем плане видны белоснежные церкви Новгорода – как символ святой Руси.
Выразительность образа Александра Невского достигается не только чётким рисунком и прекрасной, насыщенной цветовыми контрастами живописью, холодным колоритом картины, но и очень низкой точкой зрения, изображением фигуры воина во весь формат холста. Александр Невский как бы возвышается над зрителем.
Слайд 4

П. Корин. Портрет маршала Жукова «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.

П. Корин. Портрет маршала Жукова

«Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П. Корина

– типичный образец парадного портрета. Прославленный полководец Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г. изображен сидящим в маршальском мундире со множеством медалей и орденов. Художнику удалось передать величие духа маршала и в то же время в его лице создать образ русского солдата, одержавшего победу в тяжёлой войне, отстоявшего свою землю.
Слайд 5

Бубнов Александр Павлович (1908-1964). Утро на Куликовом поле. Огромное полотно картины,

Бубнов Александр Павлович (1908-1964). Утро на Куликовом поле.
Огромное полотно картины, вытянутое

по горизонтали, позволяет художнику показать панораму готовящейся битвы. На картине изображено раннее утро. Мы видим русских воинов, пеших и на конях, здесь опытные воины, и совсем юные. Все в напряжении, все ждут начала схватки с врагом. В центре картины Дмитрий Донской, властно отдающий последние указания.
Слайд 6

Мартос Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс

Мартос Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс

в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. Русские цари поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу искусства Мартоса.
Слайд 7

В памятнике Минину и Пожарскому скульптор И. Мартос воплотил идеал гражданина

В памятнике Минину и Пожарскому скульптор И. Мартос воплотил идеал гражданина

и патриота, достоинство и силу русского народа, не желающего примириться с чужеземцами-завоевателями. Могучая фигура Кузьмы Минина (нижегородского купца и земского старосты), призывающего подняться на спасение России от поляков, захвативших в 1612 г. Москву, величавый облик князя Дмитрия Пожарского, с оружием в руках готового стать ни защиту Отечества, полны решительности и силы.
Слайд 8

Марк Матвеевич Антоко́льский (1843-1902) Крупнейший скульптор России второй половины XIX века

Марк Матвеевич Антоко́льский
(1843-1902)

Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк

Матвеевич Антокольский родился в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию — лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года он — вольнослушатель Петербургской Академии художеств.
Слайд 9

Полна величия и огромной энергии фигура российского императора Петра I. Уверенная

Полна величия и огромной энергии фигура российского императора Петра I. Уверенная

поза императора, властный взгляд – всё говорит о его стремлении возвеличить Россию, сделать её мощной, просвещённой державой.

М. Антокольский. Пётр I

Слайд 10

Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) Суриков Василий Иванович - исторический

Василий Иванович Суриков
(1848 – 1916)

Суриков Василий Иванович - исторический живописец и

жанрист, с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики Императорской Академии Художеств.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
Слайд 11

В. Суриков. Переход Суворова через Альпы. На картине показан один из

В. Суриков.
Переход Суворова через Альпы.

На картине показан один из знаменитых

подвигов русских воинов под руководством выдающегося полководца Александра Суворова. В тяжелейших условиях Суворов сумел провести русское войско через суровые Альпийские горы и нанести поражение противнику. Один из эпизодов этого трудного перехода и изображает художник в своей картине.
Слайд 12

Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного

Кившенко Алексей Данилович
(1851-1895)

Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного графа

Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д.В.Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке.
    С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И.Н.Крамского. В 1867 году А.Д.Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.      А.Д.Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути.     
Слайд 13

Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года

Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года

- военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента. Картина стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов. Картина А.Д.Кившенко "Военный Совет в Филях" при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи

А. Кившенко. Военный совет в Филях

Слайд 14

СПАСИБО за внимание !

СПАСИБО
за внимание !