Жанр портрета в культуре разных времен (9 класс)

Содержание

Слайд 2

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших

История портрета — эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы

портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем. «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Картины Древнего Египта

Слайд 3

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета

Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета

встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре.
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).

Статуя супружеской четы Рахотепа и Нофрет

Слайд 4

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не

У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не

существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах.
Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы (- четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой) и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском.
Эллинистические портреты, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. 
Слайд 5

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам

Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных

изображений, (статуе и герме), прибавили новый род —бюст.
Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку.  
В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.
Слайд 6

Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Средневековая

Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. 
Средневековая культура была сосредоточена на

борьбе стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. 
В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко.
Слайд 7

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил

Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил

в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. 
Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль.
Важный компонент развития портрета — возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным.

«Портрет герцога Федериго Монтефельтро»

«Мужчина в голубом, портрет Людовико Ариосто»

Альбрехт Дюрер,«Автопортрет»

Слайд 8

Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы

Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы

создаётся образец официального искусства — парадные, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Появляются «кукольные лица».
Искусство придворного портрета 30—50-х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. 
Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры — самостоятельной ветвью портретного жанра.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

«Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы»

Слайд 9

Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала

Развитие портрета в XIX веке предопределила  Великая Французская революция, которая способствовала решению

новых задач в этом жанре. В искусстве создаётся новый стиль —классицизм, и портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным.
Наступление эпохи романтизма  способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая линия.
Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию.
В конце XIX—XX века на первый план выходит стиль модерн, который придает портрету лаконичную заостренность.

«Портрет доктора Рея»

«Наполеон на перевале Сен-Бернар»