Живопись и гравюра Японии

Содержание

Слайд 2

Фреска расположена на 4 больших стенах храма Кондо. Здесь мы можем

Фреска расположена на 4 больших стенах храма Кондо. Здесь мы можем

видеть фреску Чистая Земля ("Йодо"), на которой изображены Шака, Амида, Мироку и Якуши Ниорай. Можно заметить большое сходство этой фрески с фресками, найденными в Аджанте (Индия) и Дуньюань (Китай).

Самые древние образцы живописи, сохранившиеся в Японии находятся в храмовом комплексе Хорюдзи

Слайд 3

Мастера монохромной живописи писали картины-свитки на религиозные и мифологические сюжеты, изображали

Мастера монохромной живописи писали картины-свитки
на религиозные и мифологические сюжеты,
изображали

цветы, деревья, птиц и животных,
но самое большое место в их творчестве занимал пейзаж. Японские художники еще в XIV веке стали осваивать сложившуюся в Китае художественную систему пейзажной живописи, обозначавшуюся термином «шань-шуй», то есть «горы-воды».
«Горы-воды» в этой системе были не только обозначением сюжетных мотивов, но и указанием на главные первоначала мира: инь и янь, темное и светлое, мягкое и твердое, взаимодействие и животворящая сила которых и была основой мироздания.
Для Японии это была новая идея воплощения мира природы в его целостности и космическом величии.
Слайд 4

Тоё Сэссю (яп. 雪舟, 1420 — 8 августа 1506) — японский

Тоё Сэссю
 (яп. 雪舟, 1420 — 8 августа 1506) 
— японский художник,
один из величайших живописцев
японского Средневековья.

 Дзэнский монах.

Перенес в Японию китайский рисунок монохромной тушью (суми-э). Его свободная манера «хабоку» («разлетающаяся тушь») оказала большое влияние на позднейшую японскую графику.

Слайд 5

Для совершенствования своего мастерства он в начале 1468 года уехал в

Для совершенствования своего мастерства он в начале 1468 года уехал в

Китай, где пробыл более года, много путешествуя по стране и посещая главным образом те места, где писали свои пейзажи знаменитые китайские мастера прошлого. Вероятно, в Китае была исполнена самая ранняя из известных работ Сессю — «Пейзаж четырех времен года» (Токио, Национальный музей), где заметны некоторые особенности его индивидуальной манеры.
Слайд 6

По своему происхождению монохромная живопись близка каллиграфии, и основой ее языка

По своему происхождению монохромная живопись близка каллиграфии, и основой ее языка

была тушевая линия, динамика и характер которой зависели от силы нажима кисти мастера, ее наклона, наполненности тушью.

Зима. Около 1480.

Слайд 7

"Пейзаж в стиле «хабоку»" (1495, Токио, Национальный музей) выражает неповторимый индивидуальный

"Пейзаж в стиле «хабоку»" (1495, Токио, Национальный музей) выражает неповторимый индивидуальный

почерк мастера. Он запечатлел мгновение, когда порыв ветра пригнул верхушку дерева, а полоса дождя размыла и поглотила очертания далеких гор.

Вечная природа раскрыла свою красоту и изменчивость в этом торжестве стихий, переданном художником будто случайно упавшими на бумагу неровными пятнами и

штрихами черной туши, воспроизводящими не столько материальные формы предметов, такие как деревья с пригнутыми к земле ветвями, прижавшиеся к скале хижины на берегу бурлящего потока, сколько образ бури, ее неистовства, в котором по-новому с огромной эмоциональной силой открылась мощь природы.

Слайд 8

Сэссю. Пейзаж в стиле «хабоку». около 1481. часть свитка. Поэтика монохромной

Сэссю. Пейзаж в стиле «хабоку». около 1481. часть свитка.

Поэтика монохромной живописи основана на

условности цвета — оттенков черной туши, и условности пространства белого листа бумаги или шелка, олицетворяющего Пустоту, которая, согласно буддийским представлениям, потенциально содержит все предметные формы, «возникающие» в результате творческого акта художника.
Слайд 9

Сэссю. Осенний пейзаж Художник стремился передать не столько видимые глазом природные

Сэссю. 
Осенний пейзаж

Художник стремился передать не столько видимые глазом природные формы, сколько

их взаимосвязь, движение, раскрывающие их внутренний смысл.
С этим связан особый лаконизм средств выражения, намек, большая роль детали, раскрывавшей целое.
Слайд 10

Сэссю.

Сэссю.

Слайд 11

За несколько лет до смерти Сессю исполнил картину-свиток прославленной своей красотой

За несколько лет до смерти Сессю исполнил картину-свиток прославленной своей красотой

местности Ама-но-Хасидатэ (1501, Токио, Национальная комиссия по сохранению культурных ценностей).
Пейзаж, скорее, примыкающий к национальной художественной традиции «живописи прославленных мест» (мэйсё-э), показывает изменения, произошедшие в творчестве мастера. Узнаваемый японский пейзаж, хотя и выполненный в традициях изображения «природы — космоса», воспринимается как реальная среда жизнедеятельности человека.
Слайд 12

Кано Эйтоку (яп. 狩野 永徳 1543 — 1590 ) —японский художник.

Кано Эйтоку (яп. 狩野 永徳  1543  —  1590 ) —японский художник.

Работы Эйтоку отличаются элегантностью и

уникальны по мастерству исполнения. Многие его картины включены в число Национальных сокровищ Японии.

Кано Эйтоку работал по заказам полководцев Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Разрисованные им большие зонты, раздвижные ширмы, настенная и потолочная живопись украшали принадлежавший Нобунаге замок Адзутии дворцы Хидэёси в Киото и Осаке

Слайд 13

Главными в декоре комнат замков были настенные росписи.

Главными в декоре комнат замков были настенные росписи.

Слайд 14

Кано Эйтоку. Пейзаж с цветами и птицами. Настенная роспись. Кано Эйтоку

Кано Эйтоку. Пейзаж с цветами и птицами. Настенная роспись.

Кано Эйтоку работал

используя толстую кисть, укрупняя формы, отказываясь от мелких деталей. Главное место занимали изображение деревьев, цветов, птиц и животных.
Слайд 15

Одной из главной формой декоративной живописи Японии является ширма. Кано Эйтоку. Ширма с кипарисом.

Одной из главной формой декоративной живописи Японии является ширма.

Кано Эйтоку. Ширма

с кипарисом.
Слайд 16

Среди сохранившихся выделяется "Ширма с изображением китайских львов". Она считается типичной

Среди сохранившихся выделяется "Ширма с изображением китайских львов". Она считается типичной

для его творческой манеры. Высота ширмы превышает два метра. На ней на золотом фоне изображены царственно-величавые декоративные львы, которые считались тогда символом власти.
Слайд 17

Огата Корин сумел разработать свой особый художественно-декоративный стиль, легко узнаваемый благодаря

Огата Корин сумел разработать свой особый художественно-декоративный стиль, легко узнаваемый благодаря

небольшим, стилизованным формам рисунка и реалистическому отображению сюжета.

Огата Корин (яп. 尾形光琳  1658 — 1716)-
 японский художник.

Слайд 18

Огата Корин. Ширма «Красное и белое дерево сливы».

Огата Корин. Ширма «Красное и белое дерево сливы».

Слайд 19

Огата Корин. Ширма с ирисами.

Огата Корин. Ширма с ирисами.

Слайд 20

Огата Корин. Павлины и мальвы. Ширма. Деталь.

Огата Корин. Павлины и мальвы. Ширма. Деталь.

Слайд 21

Огата Корин. Павлины и мальвы. Ширма. Деталь.

Огата Корин. Павлины и мальвы. Ширма. Деталь.

Слайд 22

Огата Корин. Роспись.

Огата Корин.
Роспись.

Слайд 23

Огата Корин. Роспись по ткани.

Огата Корин. Роспись по ткани.

Слайд 24

Особую известность и популярность творческое наследие Огаты Корина получило с начала

Особую известность и популярность творческое наследие Огаты Корина получило с начала

XIX столетия, когда Сакаи Хоицу возродил его художественный стиль и опубликовал более 100 ксилографических репродукций по работам Огаты Корина (Корин хякка-дзу).
Слайд 25

Огата Корин. Роспись ширмы с изображением божеств Сотаци.

Огата Корин. Роспись ширмы с изображением божеств Сотаци.

Слайд 26

Кано Наганобу. Развлечения под цветущими вишнями. Ширма. XVIIв. Деталь.

Кано Наганобу. Развлечения под цветущими вишнями. Ширма. XVIIв. Деталь.

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии.
Изначально гравюры

были чёрно-белыми — использовалась лишь тушь, с начала XVIII века некоторые работы затем раскрашивались вручную с помощью кисти.
В XVIII веке Судзуки Харунобу внедрил технику многоцветной печати.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
Для укиё-э характерны картины обыденной жизни.
На гравюрах изображались прекрасные гейши (бидзин-га), массивные борцы сумо и популярные актёры театра  кабуки (якуся-э).
Позднее стала популярной пейзажная гравюра.
Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Художник тушью делал

Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник.
Художник тушью делал

на тонкой бумаге рисунок гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной на доску из дерева и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая таким образом первую печатную форму.
Потом делалось несколько черно-белых оттисков,
на которых художник обозначал задуманные цвета.
Резчик изготовлял необходимое количество (иногда более тридцати) печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону.
Печатник, обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Слайд 33

Изготовление печатной доски для укиё-э.

Изготовление печатной доски для укиё-э.

Слайд 34

Слайд 35

Утамаро Китагава (1753—1806) Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал

Утамаро Китагава
(1753—1806)

Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи,

изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Ёсивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов Ёсивара», 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги.
В ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии).
Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний.
Слайд 36

Его искусство сосредоточено на образах женщин, которые он передает в изысканной

Его искусство сосредоточено на образах женщин, которые он передает в изысканной

лирической манере («Десять типов женских лиц», 1791—1792; «Десять форм женского лица», 1802, и др.).
Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца

Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца


19 в. интереса к японской гравюре.
Слайд 40

Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎); 1760 — 1849) — японский художник

Кацусика Хокусай (яп. 葛飾 北斎); 1760 —  1849)
 — японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр.
Творил под множеством псевдонимов.

Является одним из самых известных на Западе японских гравёров.
Слайд 41

Большая волна.

Большая волна.

Слайд 42

Знаменитая серия пейзажных гравюр «36 видов горы Фудзи» начала выходить в

Знаменитая серия пейзажных гравюр «36 видов горы Фудзи» начала выходить

в 1831, а в начале 1830-х гг.
Хокусай выпустил гравюры известных водопадов, мостов, птиц и привидений, т. е. те работы, которыми он известен более всего в наше время.
Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

В 1812 начинается его тесная дружба с художником Бокусэном, в результате

В 1812 начинается его тесная дружба с художником Бокусэном, в результате чего между1814 и 1834 в

городе Нагоя выходила серия иллюстрированных альбомов «Хокусай манга» («Рисунки Хокусая»).
Серии гравюр Хокусая «Путешествие по водопадам страны», «Мосты», «Большие цветы», «100 видов горы Фудзи»
Слайд 48

Андо Хиросигэ (1797-1858 гг.) - один из крупнейших японских графиков. Первая

 Андо Хиросигэ 
(1797-1858 гг.)
- один из крупнейших японских графиков. 

Первая картина
"Гора

Фудзи в снегу",
сохранившаяся до наших дней
(Музей Сантори, Токио),
написана художником в десятилетнем возрасте.
В основе ранних работ Хиросигэ - реальные события, сценки, подсмотренные на улицах.
Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

В августе 1832 г. художник проходит всю восточно-приморскую дорогу - Токайдо.

В августе 1832 г. художник проходит всю восточно-приморскую дорогу - Токайдо.

Результатом путешествия явилась выпущенная им большая серия пейзажных гравюр "Пятьдесят три станции дороги Токайдо", положившая начало расцвету его творчества. 
Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54