Живопись - вид изо искусства

Содержание

Слайд 2

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которой создаются с помощью красок

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которой создаются с помощью красок

наносимых на различную поверхность.

ЖИВОПИСЬ
«живо писать»
«писать жизнь»

Слайд 3

1. Основа: бумага, пергамент, холст, дерево, известковая штукатурка, стекло, металл, камень, керамика и другое. Материалы живописи:

1. Основа: бумага, пергамент, холст, дерево, известковая штукатурка, стекло, металл, камень,

керамика и другое.

Материалы живописи:

Слайд 4

2. Инструменты: палитра, кисти, мастихин Материалы живописи:

2. Инструменты: палитра, кисти, мастихин

Материалы живописи:

Слайд 5

Материалы живописи: 3. Оборудование: мольберт, этюдник, планшет

Материалы живописи:

3. Оборудование: мольберт, этюдник, планшет

Слайд 6

4. Краска: акварель, гуашь, темпера, масляная, акрил Материалы живописи:

4. Краска: акварель, гуашь, темпера, масляная, акрил

Материалы живописи:

Слайд 7

масляная краска

масляная краска

Слайд 8

акварель

акварель

Слайд 9

акварель

акварель

Слайд 10

акварель

акварель

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Аруш Воцмуш

Аруш Воцмуш

Слайд 14

«Цвет - дитя света» Главное выразительное средство живописи - ЦВЕТ «Цвет

«Цвет - дитя света»

Главное
выразительное
средство живописи -
ЦВЕТ

«Цвет - это

свойство света вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом.
Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.

Цвет - это световые волны разной длины.

Слайд 15

Цветоведение - наука о цвете (цветовой круг Ньютона, Гете, Рунге, Иттена)

Цветоведение - наука о цвете
(цветовой круг Ньютона, Гете, Рунге, Иттена)
Расположение цветов

в виде круга позволяют наглядно объяснить многие закономерности в теории цвета.
Слайд 16

ОСНОВНЫЕ: К С Ж Родственные К+С= Ф С+Ж= З Ж+ К=О

ОСНОВНЫЕ:
К
С
Ж

Родственные
К+С= Ф
С+Ж= З
Ж+ К=О

Дополнительные цвета: К-З, Ж-Ф, С-О
- в смешении

дают СЕРЫЕ оттенки

Цветовой круг Иттена

Слайд 17

Зрительные ощущения цвета принято разделять на две группы: Ахроматические цвета –бесцветные

Зрительные ощущения цвета принято разделять на две группы:
Ахроматические цвета –бесцветные белые,

серые, чёрные цвета.
Хроматические цвета - цветные, все кроме белых, черных и серых.

ЖИВОПИСЬ

Слайд 18

Краски состоят из: Пигмента (лат. pigmentum - краска) - измельченный порошок:

Краски состоят из:
Пигмента (лат. pigmentum - краска) - измельченный порошок: природный

и искусственные)
Связующего вещества (связывают пигмент)
ЖИВОТНЫЕ КЛЕИ: костный, желатиновый, рыбий (изготавливается из плавательных пузырей осетровых и сомовых рыб, или из костей и чешуи), казеиновый (из обезжиренного творога, сыра).
РАСТИТЕЛЬНЫЕ КЛЕИ: гуммиарабик – из смолы акаций и декстрин – из картофеля, кукурузного крахмала, эмульсия, масла)
Пластификатора (препятствуют пересыханию красок, удерживают влагу, от хрупкости, например, мед и глицерин - придает эластичность)
Консерванта (предотвращает от плесени; уксус, фенол).

Гуммиара́бик  - твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций.
Декстри́н - получается путем термической обработкой картофельного или кукурузного крахмала. 

Слайд 19

Минера́л (от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым

Минера́л (от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой,  являющееся составной частью земной коры, горных пород, руд, метеоритов. 

Лазури́т-минерал синего цвета 

Ки́новарь – минерал красного

Кадмий – оранжевый, красный,

желтый.
Слайд 20

Ва́йда краси́льная Из листьев, стойкий синий цвет - индиго Издавна листья

Ва́йда краси́льная

Из листьев, стойкий синий цвет - индиго

Издавна листья использовали для

окраски шерсти в синий и зелёный цвета.

Индигофера красильная

Ва́йда краси́льная

Зеленая краска делалась из ягод крушины, а коричневая сепия из высушенных чернил кальмара.

Слайд 21

Сиена – природный железооксидный земляной пигмент. Разновидность охр. Название пигмента происходит

Сиена – природный железооксидный земляной пигмент. Разновидность охр. Название пигмента происходит от

названия итальянского города Сиены.
Жженая сиена - термически прокаленная сиена при температуре 500  - 650 °С . Получают красно-коричневый и глубокий тон.
Охра - греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

сурик -

Слайд 22

Кошениль — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов

Кошениль — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов

10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина (красный. Рубиновый цвет).

Сепия из каракатиц,
Моллюски-желтый, красные.

Слайд 23

ЖИВОПИСЬ «живо писать» «писать жизнь» СТАНКОВАЯ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ Произведение

ЖИВОПИСЬ
«живо писать»
«писать жизнь»

СТАНКОВАЯ

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ

ЖИВОПИСЬ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Произведение искусства:
неразрывно связана с архитектурой; нельзя

отделить от основы (стены, опоры, потолка и т.п.),
создается на стенах внутренних и внешних архитектурных сооружениях, на стационарных основаниях (т.е. неподвижных) – плафон (потолок), стены, полы.
Виды:
Стенопись - роспись стен (техника фреска), витраж, мозаика, панно, панорама, диорама.

Произведение искусства:
можно переносить, передвигать,
создается на станке (на мольберте),
основа: холст, бумага, дерево, ткань;
размещается в залах музеев, в жилом интерьере.
Виды:
Картина – произведение искусства созданное на станке.

Слайд 24

Слайд 25

СТАНКОВАЯ картина

СТАНКОВАЯ картина

Слайд 26

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ - фреска

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ - фреска

Слайд 27

ФРЕСКА (с итал. «fresco» - свежий) -техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке.

ФРЕСКА (с итал. «fresco» - свежий)
-техника монументальной живописи водяными красками

по сырой, свежей штукатурке.
Слайд 28

ФРЕСКА Феофан Грек

ФРЕСКА  

Феофан Грек

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

ПАННО Панно́ - вид монументального искусства, живописное произведение для украшения каких-либо

ПАННО

Панно́ - вид монументального искусства, живописное произведение для украшения каких-либо поверхностей

стен и потолка:
настенное панно
потолочное панно (плафон),
резное панно,
панно с лепниной.
Слайд 33

ПАННО Мозаичное панно Панно с резными элементами

ПАННО

Мозаичное панно

Панно с резными элементами

Слайд 34

Мозаика ( лат. посвящённое музам) - монументальная картина, выполненная из кусочков

Мозаика ( лат. посвящённое музам)  

- монументальная картина, выполненная из кусочков цветных стеклышек (смальты), природных материалов (камней,

ракушек и др..) на поверхности стены, пола, потолка, колонны (по сырой штукатурке).

Смальта - цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло.

Слайд 35

Мозаика Помпеи

Мозаика Помпеи

Слайд 36

Мозаика Помпеи

Мозаика Помпеи

Слайд 37

Мозаика Византии

Мозаика Византии

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Мозаика Софии Киевской (XIв.)

Мозаика Софии Киевской (XIв.)

Слайд 41

Грот ракушек (Shell Grotto) в городе Маргит — одна из самых загадочных достопримечательностей Великобритании

Грот ракушек (Shell Grotto) в городе Маргит — одна из самых загадочных достопримечательностей Великобритании

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Витраж (стекло) - произведение искусства из стекла, рассчитанная на просвечивание, скрепленное

Витраж (стекло)  

- произведение искусства из стекла, рассчитанная на просвечивание, скрепленное между собой свинцовым,

латунным, медным или алюминиевым профилем (горбыльком). 

Современные виды витражной техники:
фьюзинг - спекание цв. стеклышек при температуре от 600 – 900 градусов (на стеклянный лист выкладывают кусочки стёкол, гранулы, другие элементы и запекается в единый пласт в специальных печах),
классический (наборный) витраж,
тиффани (с помощью медной фольги, свинцовую проволоки скреплялись мелкие цв.стекла. Ламповые абажуры), роспись по стеклу.

фьюзинг

Слайд 45

тиффани

тиффани

Слайд 46

ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ - классический (наборный) витраж

ГОТИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ
- классический (наборный) витраж

Слайд 47

Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж

Витражи часовни Сен-Шапель. 13 в. Париж

Слайд 48

ПАНОРАМА (от греч. “пан” - все; “орама” – зрелище) Это масштабное

ПАНОРАМА  (от греч. “пан” - все; “орама” – зрелище)

Это масштабное монументальное художественное произведение (картина)

с круговым обзором, где плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом.

В настоящее время для создания панорам и диорам часто используют кино и видео проекции.

Слайд 49

ПАНОРАМА (от греч. “пан” - все; “орама” – зрелище) Автор, художник

ПАНОРАМА  (от греч. “пан” - все; “орама” – зрелище)

Автор, художник Ф.А. Рубо

знаменитых панорам «Бородинская битва» (Москва, 1911) и «Оборона Севастополя» (1905).
Слайд 50

ДИОРАМА (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище) это

ДИОРАМА  (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище)

это масштабное монументальное живописное полотно в

виде изогнутой полукруглой формы с передним предметным планом; располагают в специальных павильонах с искусственным освещением смотровой площадкой.
плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом.
- предметный план: реальные или бутафорские предметы (что составляет с картиной одно целое).

Диорама «Огненная дуга».

Слайд 51

ДИОРАМА (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище) Диорама

ДИОРАМА  (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище)

Диорама «Стояние на

реке Угре
(размер диорамы 23 метра в длину и 6,5 в ширину)
Слайд 52

ДИОРАМА (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище) Диорама

ДИОРАМА  (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище)

Диорама «Стояние на

реке Угре
(размер диорамы 23 метра в длину и 6,5 в ширину)
Слайд 53

ДИОРАМА (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище) Диорама

ДИОРАМА  (от греч. “диа” – сквозь, через; “орама” – зрелище)

Диорама «Стояние на

реке Угре
(размер диорамы 23 метра в длину и 6,5 в ширину)
Слайд 54

ЖИВОПИСЬ «живо писать» «писать жизнь» ИКОНОПИСЬ ДЕКОРАЦИОННАЯ ЖИВОПИСЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ Виды:

ЖИВОПИСЬ
«живо писать»
«писать жизнь»

ИКОНОПИСЬ

ДЕКОРАЦИОННАЯ

ЖИВОПИСЬ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Виды:
книжная (манускрипты, часословы)
лаковая (шкатулки)
эмалевая (часы,

медальоны и др.)
Основа: пергамент, бумага, дерево, слоновая кость, фарфор, металл. Краски: акварель, гуашь, темпера, масляные, надглазурные.

МИНИАТЮРА

Икона (техники-энкаустика, темпера)

Алтарные образы

Слайд 55

ИКОНА (с греч. eikon – изображение, образ) образ для молитв это

ИКОНА  

(с греч. eikon – изображение, образ)
образ для молитв
это священное изображение Христа,

Богоматери, святых, сцен из святого Писания;
Цель-донести до людей в зримых образах, красках слово божие.
это мост который связывает мир человека и мир бога
Слайд 56

ИКОНА Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей

ИКОНА  

Темпера на деревянной основе. Икона Спас из Звенигородского чина. Андрей Рублёв. XIV—XV вв.

Лики мучеников «Сергий

и Вакх», икона Византия 6в. Энкаустика, левкас, дерево.
Слайд 57

Иконописец это посредник, проводник божественной истины следует максимально точно передать образы,

Иконописец

это посредник, проводник божественной истины
следует максимально точно передать образы, ничего от

себя не придумывая; творить как гласит церковный КАНОН (правило, закон)
перед написанием обязательно следовало молится
в каждом монастыре хранились образцы как писать икону
окончательно иконостас сложился в начале 16 века
Икона через 100 лет чернеет, могла иметь до 8 слоев краски; не выбрасывали, а пускали по реке.
Слайд 58

ИКОНА Темпера на деревянной основе Икона Троица Андрей Рублёв. XIV—XV вв.

ИКОНА  

Темпера на деревянной основе
 Икона Троица Андрей Рублёв. XIV—XV вв.

ТЕМПЕРА – техника живописи водорастворимыми

красками, связующим веществом которого является яичный желток. Самая древняя краска.
После высыхания водостойкая и немного темнеет. (в отличие от гуаши и акварели, которые неводостойкие и высветляются)
Слайд 59

Фаюмские погребальныех маски - живописные портреты усопших в технике энкаустики. Всего

Фаюмские погребальныех маски - живописные портреты усопших в технике энкаустики. Всего

на сегодняшний день найдено более 900 портретов. Время создания этих портретов I—III века по н.э.— время, когда Египет был завоеван римлянами.

энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется восковыми красками в расплавленном виде.

ИКОНА. Лики мучеников «Сергий и Вакх», икона Византия 6в. Энкаустика, левкас, дерево.

Слайд 60

Дионисий «Митрополит Алексий с житием» Конец XVв.. Дерево, яичная темпера 197*152

Дионисий «Митрополит Алексий с житием» Конец XVв.. Дерево, яичная темпера 197*152

см.

В центре – святой, а в боковых изображениях, в клейнах повествуется о важнейших эпизодах его жития, его святых подвигах.

Житие - описывается жизнь и деяния святых.

В 13 веке появляются житийные иконы - в центре изображен святой, а по бокам (клейма) - сцены его жизни (житие).

Слайд 61

Иконографический тип Богоматери - «Елеуса» (Умиление) – прижимает младенца Христа к щеке, тема материнской любви. .

Иконографический тип Богоматери - «Елеуса» (Умиление) – прижимает младенца Христа к

щеке, тема материнской любви.
.
Слайд 62

Цвет в иконе: Золотой фон означает божественный свет. Золотом пишутся нимбы

Цвет в иконе:

Золотой фон означает божественный свет. Золотом пишутся нимбы святых,

золотыми штрихами (ассистом) прописываются одежды.
Пурпурный, багряный (киноварь) - символизирует царственность, цвет крови мучеников. Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах (мафорий – длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят).
Белый цвет — символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников. Белый цвет представляет собой воплощение полноты бытия.
Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира, знак умиротворения; символизирует тайну, откровение и мудрость.
Зеленый- цвет жизни, надежды, обновления, цвет Святого Духа.
Коричневый цвет напоминает о человеческой природе — цвет голой земли, всего временного. Также он означает смирение.
Слайд 63

МИНИАТЮРА - живопись малых форм, отличает мелкое, тщательное письмо. Рисунки очень

МИНИАТЮРА  

- живопись малых форм, отличает мелкое, тщательное письмо.

Рисунки очень небольшие

по размеру. При этом художники стремились прорисовать на них каждую деталь с максимальной точностью.
В миниатюре краски наносятся на поверхности небольших форм – книга, фарфор, кость, камень, дерево, металл и др.
Слайд 64

Книжная миниатюра «Слово о законе и благодати» Иллюминирование (от лат. illumino

Книжная миниатюра «Слово о законе и благодати»

Иллюминирование  
(от лат. illumino

— освещаю, делаю ярким, украшаю)
- процесс выполнения цветных миниатюр (иллюминаций) в средневековых рукописных книгах - манускриптах.

Книжная миниатюра

Слайд 65

Художник-эмальер БАРБЕТТЕ, ДЖОСИАС (1657–1732) Конец XVII века. Медь, эмаль. 5,5×4,7 часы

Художник-эмальер
БАРБЕТТЕ, ДЖОСИАС (1657–1732) Конец XVII века. Медь, эмаль. 5,5×4,7

часы

Кулон-подвеска для нюхательной

соли, табака

ЭМАЛЕВАЯ МИНИАТЮРА

Слайд 66

ЭМАЛЕВАЯ МИНИАТЮРА Роспись выполняется специальными красками (надглазурными), на эфирных маслах и

ЭМАЛЕВАЯ МИНИАТЮРА

Роспись выполняется специальными красками (надглазурными), на эфирных маслах и практически

каждое нанесение нового колера сопровождается обжигом с учетом температуры его плавления.
В заключительной стадии живописное изображение иногда покрывается защитным слоем фондона (бесцветная эмаль).
Слайд 67

ЭМАЛЕВАЯ МИНИАТЮРА

ЭМАЛЕВАЯ МИНИАТЮРА