• Комедия • А.С. Грибоедова • Горе от ума

Содержание

Слайд 2

«Это — тонкая, умная, изящная комедия. Проза и стих слились здесь

«Это — тонкая, умная, изящная комедия. <…> Проза и стих слились

здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость ума и языка». И.А.Гончаров
Слайд 3

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг

поставила его наряду с первыми нашими поэтами.
А.С.Пушкин
Слайд 4

История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным

История создания

Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже

в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.
Слайд 5

История написания комедии «Горе от ума» 7 ноября 1820 – письмо

История написания комедии «Горе от ума»

7 ноября 1820 – письмо о

замысле комедии
1823 – работа над текстом произведения
1829 – появление на сцене отдельных эпизодов
1831 – поставлена целиком, но с цензурными сокращениями
1833 – напечатана с сокращениями
1862 – напечатана полностью без сокращений
Слайд 6

История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а

История создания

К началу 1822 года написаны первые два акта, а

весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы.
Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных.
Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально — «Горе уму»).
Слайд 7

Слайд 8

Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были

Широкая известность произведения

В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны

отрывки из I и III актов комедии.
«Горе от ума» расходилось в списках.
Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское.
Ее приняли восторженно, особенно декабристы.
Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

И.И. Пущин

Слайд 9

Жанр В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и

Жанр

В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и

социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий.
Грибоедов создал комедию , которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы.
Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.
Слайд 10

Традиции и новаторство Черты классицизма: 1.Единство времени и места 2.«Говорящие фамилии»

Традиции и новаторство

Черты классицизма:
1.Единство времени и места
2.«Говорящие фамилии»
3.Традиционные амплуа
4.Монологи резонеров

Черты романтизма:
1.Исключительность

героя
2.Одиночество и непонимание окружающими
3.Патетическая речь
4.Идеальное представление о жизни
Слайд 11

Черты реализма: 1.Нарушение жанра и сюжетно-композиционных канонов 2.Типизация характеров и обстоятельств

Черты реализма:
1.Нарушение жанра и сюжетно-композиционных канонов
2.Типизация характеров и обстоятельств
3.Нарушение принципа

единства действия
4.Наличие двух сюжетных линий: любовной и социальной
5.Разноплановость изображения характеров
Слайд 12

Жанровое своеобразие пьесы Социально-политическая комедия Семейно-бытовая комедия Сатирическая комедия Философская комедия

Жанровое своеобразие пьесы

Социально-политическая комедия
Семейно-бытовая комедия
Сатирическая комедия
Философская комедия
Трагикомедия
«Общественная комедия» (Н.В.Гоголь)
Элементы

драмы:
Сложный серьезный конфликт
Напряженная борьба добра и зла
Бегство Чацкого носит трагический характер
Бегство героя – это его победа, вызов обществу
Слайд 13

Конфликт комедии любовный социальный Экспозиция – расстановка действующих лиц – 1

Конфликт комедии

любовный

социальный

Экспозиция – расстановка действующих лиц – 1 действие, 1-3 явления
Завязка

– появление Чацкого – действие 1, явление 7
Кульминация – монолог Чацкого – действие 3, явление 22
Развязка – прозрение героя – действие 4, явление 13
Для социального конфликта – открытый финал
Слайд 14

Композиция В пьесе 4 действия: 2 действие развитие действия 3 действие

Композиция
В пьесе 4 действия:

2 действие
развитие
действия
3 действие
кульминация
4 действие
развязка
1 действие
завязка

Слайд 15

Слайд 16

Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного

Сюжет

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и

свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой.
В итоге- "горе от собственного ума" полной мерой испил сам герой.
Слайд 17

Александр Андреевич Чацкий. Представитель передовой дворянской молодежи. Это герой-пропагандист, оратор. Чацкий

Александр Андреевич Чацкий.

Представитель передовой дворянской молодежи.
Это герой-пропагандист, оратор.
Чацкий — романтическая

стихия.
«Он и глупый, и влюблённый да к тому же он поэт». Г.Гейне
Слайд 18

Софья Павловна Фамусова. Дочь хозяина московского дома П.А.Фамусова. Воображает себя сентиментальной

Софья Павловна Фамусова.

Дочь хозяина московского дома П.А.Фамусова.
Воображает себя сентиментальной героиней

«чувствительного» романа.
Сочетание наносной сентиментальности с глубокой натурой.
…«в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости»… И.А.Гончаров
Слайд 19

Молчалин Алексей Степанович. Коллежский асессор; числится «по архивам», но фактически состоит

Молчалин Алексей Степанович.

Коллежский асессор; числится «по архивам», но фактически состоит личным,

домашним секретарем П.А.Фамусова.
Сердечный друг Софии, в душе презирающий ее.
Следует отцовскому завету «угождать всем людям без изъятья».
«В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь».
Слайд 20

Павел Афанасьевич Фамусов. Типичный московский барин, вдовец, отец Софьи Павловны. Выявляет

Павел Афанасьевич Фамусов.

Типичный московский барин, вдовец, отец Софьи Павловны.
Выявляет себя воинствующим

представителем старого мира.
Богат, самовлюблен, считает себя хозяином жизни.
Считает себя вправе всех учить.
Слайд 21

Раскрытие характеров. Говорящие имена. фамилии “со значениями” (Скалозуб, Молчалин и т.п.)

Раскрытие характеров.

Говорящие имена. фамилии “со значениями” (Скалозуб, Молчалин и т.п.) –

литературная традиция, народного обычай “крестить” человека прозвищем, отражающим существо, заметную черту его характера.
Речевая характеристика. Индивидуализация языка персонажей. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный, культурный и моральный облик.
Слайд 22

Чацкий или Грибоедов. О себе Грибоедов говорил как о человеке гонимом

Чацкий или Грибоедов.

О себе Грибоедов говорил как о человеке гонимом и

непонятом людьми, который тщетно жаждет «где-нибудь найти уголок для уединения», испытывает «мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов...».
Между автором комедии и ее героем существует некоторая дистанция.
Герой «Горя от ума» воплощает в себе то начало личной независимости, которой в своей жизни не мог достигнуть автор комедии.