Поэма Двенадцать

Содержание

Слайд 2

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно

Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно

подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

Александр Блок

Слайд 3

Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях –

Поэма написана в исключительный циклон производит бурю во всех морях –

природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора.
Слайд 4

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной

Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной

структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. Композиционная особенность: она построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

Иллюстрации к поэме

Слайд 5

В первой главе даже можно услышать многоголосие: «- Ох, Матушка-Заступница! -

В первой главе даже можно услышать многоголосие: «- Ох, Матушка-Заступница! - Ох, большевики

загонят в гроб!.. - Предатели! - Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…» В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. - Кто в сугробе – выходи!.. - Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!..
Слайд 6

Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой

Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой

главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыни в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга,- только он появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться почему. После первой главы пес появится в девятой: «Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.»

Иллюстрация к поэме

Слайд 7

Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я

Известно, что к «буржуа» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я

живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой перебили мысли...» - это дневниковая запись февраля 1918 года.

Буржуа в СССР

Слайд 8

Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес

Спутником буржуа Блок делает пса, таким образом, можно сказать, что пес

и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальная главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

«Пёс-Христос» Блока

Слайд 9

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе

Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе

они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой- «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому. Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

Иллюстрации к поэме