Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой

Содержание

Слайд 2

Акмеизм (греч. акме – высшая степень, вершина, цветение) Литературное направление первой

Акмеизм (греч. акме – высшая степень, вершина, цветение)

Литературное направление первой

половины ХХ века, противостоящее символизму.
Н.С. Гумилев в 1912 году заявил о том, что символизм изжил себя.
Образование акмеизма связано с деятельностью «Цеха поэтов».
Представители: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Акмеисты – гиперборейцы (журнал «Гиперборей»)
Слайд 3

«Цех поэтов»

«Цех поэтов»

Слайд 4

Эстетика акмеизма Заключается в противостоянии теории символизма

Эстетика акмеизма

Заключается в противостоянии теории символизма

Слайд 5

Эстетика акмеизма символизм мимолетность, сиюминутность бытия, тайна, мистика Символы Ориентация на

Эстетика акмеизма

символизм

мимолетность, сиюминутность бытия, тайна, мистика
Символы
Ориентация на музыку

акмеизм

реалистический взгляд на вещи
точные словесные

образы (слово должно иметь изначальный смысл)
Ориентация на архитектуру, скульптуру, живопись
Слайд 6

Эстетика акмеизма Высшая ценность – культура (как общечеловеческая память). Часты у

Эстетика акмеизма

Высшая ценность – культура (как общечеловеческая память).
Часты у акмеистов обращения

к мифологическим сюжетам и образам.
Увлечение предметностью
Слайд 7

Трактаты акмеистов Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (1912) С. Городецкий

Трактаты акмеистов

Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (1912)
С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»

(1912)
статья О. Мандельштама «Утро акмеизма» (1913)
Слайд 8

Акмеизм изжил себя в 1914 году. В феврале 1914 г. произошел

Акмеизм изжил себя в 1914 году.
В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов»

был закрыт.
Основные издания – журнал «Гиперборей» и альманахи.
Слайд 9

Попытки воскрешения «Цеха поэтов» 1916 г. (возглавил Г. Иванов и Г.

Попытки воскрешения «Цеха поэтов»

1916 г. (возглавил Г. Иванов и Г. Адамович).
1920 г. (основатель Н.

Гумилев).
Слайд 10

Николай Степанович Гумилев

Николай Степанович Гумилев

Слайд 11

Николай Степанович Гумилев (1886—1921) Русский поэт, переводчик, драматург, основатель акмеизма

Николай Степанович Гумилев (1886—1921)

Русский поэт, переводчик, драматург, основатель акмеизма

Слайд 12

Творчество Н.С. Гумилева Первый сборник «Путь конквистадоров» 1905 (подражательность К.Бальмонту, символичность,

Творчество Н.С. Гумилева

Первый сборник «Путь конквистадоров» 1905 (подражательность К.Бальмонту, символичность, поэтическая

неоригинальность)
Постепенно ищет собственный стиль (складывается к 1907 г.):
система исторических символов и уподоблений
Экзотика как реальность
Эстетика силы и победы (Агамемнон, Раджа, Семирамида). Гумилев ненавидит «серого человека»
Предельный индивидуализм
Страсть к путешествиям
Слайд 13

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям

и безднам И отдыхаю в радостном саду. Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман… но я молчу и жду И верю, я любовь свою найду… Я конквистадор в панцире железном. И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую. Я пропастям и бурям вечный брат, Но я вплету в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.
Слайд 14

Главные произведения раннего творчества Сборник "Романтические цветы« (1908) Цикл «Озеро Чад»

Главные произведения раннего творчества

Сборник "Романтические цветы« (1908)
Цикл «Озеро Чад»
Особенность – экзотика

в сочетании с романтическим милитаризмом (колонизатор, империалистический конквистадор)
Слайд 15

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки,

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени

обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.   Вдали он подобен цветным парусам корабля,   И бег его плавен, как радостный птичий полёт,   Я знаю, что много чудесного видит земля,   Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. 1907
Слайд 16

Расцвет творчества 1910 – 1912 гг. Книги: "Жемчуга« (часть книги «Романтические цветы») 1910 "Чужое небо« 1912

Расцвет творчества 1910 – 1912 гг.

Книги:
"Жемчуга« (часть книги «Романтические цветы»)

1910
"Чужое небо« 1912
Слайд 17

Военное творчество Сборник «Колчан» 1916 (военная тематика)

Военное творчество

Сборник «Колчан» 1916 (военная тематика)

Слайд 18

Советское творчество Сборник «Костер» 1918 Поэма «Мик» Сборник «Шатер» 1921 (впечатления

Советское творчество

Сборник «Костер» 1918
Поэма «Мик»
Сборник «Шатер» 1921 (впечатления от путешествий по

Африке, «учебник географии в стихах»)
Сборник «Огненный столп» 1921 (вершинный сборник) Стихотворения «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Слово»
Усиление религиозности
Слайд 19

Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо

Слово

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце

останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово это Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Слайд 20

Черты творчества Н.С. Гумилева Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство,

Черты творчества Н.С. Гумилева

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, война

и «географические» стихи
Предпочтения анапеста
Увлечение верлибром («Мои читатели»)
Слайд 21

Задание! Написать конспект по статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» //http://gumilev.ru/clauses/2/

Задание!

Написать конспект по статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»
//http://gumilev.ru/clauses/2/

Слайд 22

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

Слайд 23

Творчество Раннее творчество: Сборники «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917)

Творчество

Раннее творчество:
Сборники «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917)
Послеоктябрьское творчество:
Сборники

Подорожник" (1921), "Anno Domini MCMXXI" (1922)
Период молчания (1923 – 1934)
Советское творчество:
Поэма «Реквием» (1935 – 1940)
Сборник «Из шести книг» (1940)
Сборник «Стихотворения» (1958)
Сборник «Бег времени» (1965)
Поэма «Без героя» (1940-1962)
Слайд 24

Особенности творчества Предельный психологизм Тяготение к классическому стилю Внутренняя сила, способная

Особенности творчества

Предельный психологизм
Тяготение к классическому стилю
Внутренняя сила, способная сравниться с мужской
Лаконизм

стиля
Главные темы: любовь, поэт и поэзия, родина
Слайд 25

Раннее творчество (сборники «Вечер», «Четки») Наиболее известные стихотворения из сборников: «Вечер»:

Раннее творчество (сборники «Вечер», «Четки»)

Наиболее известные стихотворения из сборников:
«Вечер»:
Сжала руки…
Песня последней

встречи
Муж хлестал меня
Сердце к сердцу
Музе
Сероглазый король
Он любил
Слайд 26

Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого,

Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я

терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру".
Слайд 27

Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке

Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом Я всю

ночь сижу с огнем. Рассветает. И над кузницей Подымается дымок. Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять побыть не мог. Для тебя я долю хмурую, Долю-муку приняла. Или любишь белокурую, Или рыжая мила? Как мне скрыть вас, стоны звонкие! В сердце темный, душный хмель, А лучи ложатся тонкие На несмятую постель.
Слайд 28

Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи. Много счастья

Сердце к сердцу не приковано, Если хочешь — уходи. Много счастья уготовано Тем, кто

волен на пути. Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать. Не целуй меня, усталую, - Смерть придется целовать. Дни томлений острых прожиты Вместе с белою зимой. Отчего же, отчего же ты Лучше, чем избранник мой?
Слайд 29

Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. И отняла

Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. И отняла золотое кольцо, Первый

весенний подарок. Муза! ты видишь, как счастливы все - Девушки, женщины, вдовы... Лучше погибну на колесе, Только не эти оковы. Знаю: гадая, и мне обрывать Нежный цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку. Жгу до зари на окошке свечу И ни о ком не тоскую, Но не хочу, не хочу, не хочу Знать, как целуют другую. Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: "Взор твой не ясен, не ярок..." Тихо отвечу: "Она отняла Божий подарок".
Слайд 30

«Четки» Все мы бражники здесь, блудницы... Вечером Я научилась просто, мудро

«Четки»

Все мы бражники здесь, блудницы...
Вечером
Я научилась просто, мудро жить…
Исповедь
Я с тобой

не стану пить вино…
Слайд 31

Смятение Было душно от жгучего света, А взгляды его — как

Смятение

Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи... Я только

вздрогнула. Этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет. От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь. II Не любишь, не хочешь смотреть. О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застил туман, Сливаются вещи и лица... И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Слайд 32

Все мы бражники здесь, блудницы, Как невесело вместе нам! На стенах

Все мы бражники здесь, блудницы, Как невесело вместе нам! На стенах цветы и

птицы Томятся по облакам. Ты куришь черную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней. Навсегда забиты окошки. Что нам, изморозь иль гроза? На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. О, как сердце мое тоскует! Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду.