Анна Андреевна Ахматова (Горенко) (1889 - 1966) Художественный мир поэтессы (раннее творчество) Сборники стихотворений: «Ве

Содержание

Слайд 2

А.А. Блок. Фотография. 1907 А.А. Ахматова. Фотография. 1916



А.А. Блок. Фотография. 1907 А.А. Ахматова. Фотография. 1916

Слайд 3

Древняя Греция (6-7 века до н. э.) В. Поленов Парфенон. Храм Афины Парфенос

Древняя Греция (6-7 века до н. э.)


В. Поленов Парфенон. Храм

Афины Парфенос
Слайд 4

Сапфо (Сафо) 6-7 века до н.э. Изображение на краснофигурной вазе. 5

Сапфо
(Сафо)
6-7 века до н.э.
Изображение на краснофигурной вазе.
5 в.

до н.э.
Лирика Сапфо
о любви, общении подруг, девичьей красоте.
Ввела разные стихотворные размеры.
Один из них – «сапфическая строфа»

.

Слайд 5

Сразу же после выхода первого сборника стихотворений «Вечер» стало ясно: в

Сразу же после выхода
первого сборника стихотворений
«Вечер»


стало ясно:
в русской литературе
появилась вторая
великая лирическая поэтесса
после Сапфо

VI-VII в.в до н.э. ... нач. XX века

Слайд 6

Кто она, лирическая героиня Анны Ахматовой? Стихотворения: Высоко в небе облачко

Кто она, лирическая героиня Анны Ахматовой?


Стихотворения:
Высоко в

небе облачко серело…
Сколько просьб у любимой всегда…
Сероглазый король
А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…
Высокие своды костёла…
Меня покинул в новолунье…
Слайд 7

Докажите, что в стихотворении «Песня последней встречи» приём говорящей детали, как

Докажите, что в стихотворении «Песня последней встречи»

приём говорящей детали,
как

знак глубокого обострения чувств,
достигает
потрясающей
психологической убедительности
Слайд 8

Песенка Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в

Песенка

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю

и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Слайд 9

Художественные средства создания образа лирической героини: фольклорно-песенные традиции Я на солнечном

Художественные средства создания
образа лирической героини:
фольклорно-песенные традиции
Я

на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня...
Слайд 10

Про любовь пою, ....................... Лебеду полю. Эта стилистическая фигура - смысловой


Про любовь пою,
.......................
Лебеду полю.
Эта стилистическая фигура

-
смысловой
параллелизм-контраст –
характерный приём
в народной поэзии.
Слайд 11

Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?


Как
теме, мысли, чувствам автора
подчинён

размер стиха?
Слайд 12

Размеры русского стихосложения Двусложные размеры стихосложения – самые популярные в русской

Размеры русского стихосложения Двусложные размеры стихосложения – самые популярные в русской поэзии (80-85

% стихотворений написаны четырёхстопным ямбом)



Ямб
Мороз и солнце; день чудесный! (А.С. Пушкин)
─ ══ // ─ ══ // ─ ══ // ─ ══ // ─
Хорей
Буря мглою небо кроет (А.С. Пушкин)
══ ─ // ══ ─ // ══ ─ // ══ ─ //

Слайд 13

Трёхсложные размеры стихосложения: дактиль, амфибрахий, анапест Дактиль Тучки небесные, вечные странники!

Трёхсложные размеры стихосложения: дактиль, амфибрахий, анапест

Дактиль
Тучки небесные, вечные странники! (М.Ю.

Лермонтов)
══ ─ ─ // ══ ─ ─ // ══ ─ ─ // ══ ─ ─ //
Амфибрахий
Однажды в студёную зимнюю пору...(Н.А. Некрасов)
─ ══ ─ // ─ ══ ─ // ─ ══ ─ // ─ ══ ─ //
Анапест
Последняя туча рассеянной бури... (А.С. Пушкин)
─ ══ // ─ ─ ══// ─ ─ ══// ─ ─ ══// ─



Слайд 14

Строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов в «доле» относительно

Строки совпадают по количеству ударений,
число безударных слогов в «доле»

относительно свободно (1 – 4).
Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён,
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён. (Г. Гейне)
─ ══ ─ ─ ══ ─ ─ ══ ─ 3 (9)
─ ══ ─ ══ ─ ══ 3 (6)
─ ══ ─ ─ ══ ─ ══ ─ 3 (8)
─ ══ ─ ══ ─ ─ ══ 3 (7)

Дольник

Слайд 15

Динамика внутреннего состояния лирической героини Я на солнечном восходе Про любовь


Динамика внутреннего состояния
лирической героини
Я на солнечном восходе

Про любовь пою
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Слайд 16

Страшно мне от звонких воплей Голоса беды Всё сильнее запах тёплый, Мёртвой лебеды

Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды
Всё сильнее запах тёплый,
Мёртвой лебеды

Слайд 17

Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,

А со мною голос твой.
Слайд 18

В чём вы видите символичность звукового фона произведения? Я на солнечном

В чём вы видите символичность звукового фона произведения?

Я на

солнечном восходе
Про любовь пою,
…………………….
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких
воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
………………………
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Слайд 19

Как представлен образ женщины-поэта в творчестве А.Ахматовой? . Уединение Так много

Как представлен образ женщины-поэта
в творчестве А.Ахматовой?
. Уединение

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
. . . . . . . . . . .
А недописанную мной страницу
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
(1914)
Слайд 20

Выполни задание. А не дописанную мной страницу Божественно спокойна и легка,

Выполни задание. А не дописанную мной страницу Божественно спокойна и легка, Допишет

Музы смуглая рука.


Божественный дар
лирической героини Ахматовой
позволяет видеть мир
с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
а) парцелляции;
б) синекдохи;
в) литоты;
г) сравнительного оборота.

Слайд 21

Поэтический дар для неё – это Горний свет, это величайшая Божья

Поэтический дар для неё –
это Горний свет,
это величайшая

Божья милость
и величайшее божье испытание.
Аналог крестного пути
Господа...
Слайд 22

Завершался период 1911-1914 годов. Анне Ахматовой, уже первой, уже великой, всего


Завершался период
1911-1914 годов.
Анне Ахматовой,
уже первой,
уже великой,

всего 22–25 лет
19 июля 1914 года началась первая мировая война.
Теперь ахматовская Муза - голос народной скорби.
Символами её поэзии станут
ворон и крест.