Борис (Исай) Яковлевич Воробьев (1911–1990), скульптор-анималист

Содержание

Слайд 2

Скульптор-анималист, работал в различных материалах фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, дереве, металле.

Скульптор-анималист, работал в различных материалах фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, дереве, металле.

«Голова

Кореянки».
Стекло.

«Голова Тигра».
Кованная медь. Маска.

Слайд 3

С 1932 по 1935 год учился в Московском строительном институте. В

С 1932 по 1935 год учился в Московском строительном институте.
В

1936 году Воробьёв оставил Москву и поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Это событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные
для художника выставки,
был открыт.

Скульптура «Волчица в капкане».  Дерево.

Слайд 4

Один из крупнейших художников-анималистов В.А.Ватагин посоветовал Воробьеву , начать серьезно учиться

Один из крупнейших художников-анималистов В.А.Ватагин посоветовал Воробьеву , начать серьезно учиться

скульптуре. Ведь именно иллюстрации Ватагина к киплинговской «Книге джунглей» были одним из главных толчков, побудивших Воробьева заняться анималистической скульптурой.
Слайд 5

Многие его произведения кажутся портретными, хотя мы прекрасно понимаем, что он

Многие его произведения кажутся портретными, хотя мы прекрасно понимаем, что он

лепил не с натуры потревоженного тигра или шипящую пантеру. Но, создав их как индивидуализированные, будто бы знакомые автору образы, он тем самым и зрителей, приближает к этим зверям, сделав их и нашими знакомыми, заставив принять и полюбить их. Такова особенность манеры Воробьева, образная основа его творчества.

Наброски.
Акварель.

Овцебык.
Графитный карандаш,
бумага.

Слайд 6

За скульптуры «Гималайский медведь» (майолика) и «Пантера» (фарфор) художник был награжден

За скульптуры «Гималайский медведь» (майолика) и «Пантера» (фарфор) художник был награжден

серебряной медалью на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.

Изображая гордых и свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер и мудрых орангутангов, он сознательно отказывался от воспевания «образа советского человека» и его вождей. В 50-е годы Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выставок
(серебреная медаль на
Всемирной выставке в
Брюсселе в 1958г.,
в 1959г.— в Остенде,
Бельгия, и других),а
его работы начали
приобретать крупней-
шие музеи.

Слайд 7

Имя Воробьёва для любого коллекционера и исследователя искусства, ассоциируется с авторством

Имя Воробьёва для любого коллекционера и исследователя искусства, ассоциируется с авторством

превосходного по пластике и выразительности анималистического фарфора. Скульптуры, растиражированные на ЛФЗ, до сих пор выпускаются на заводе.
Они стали маркой Завода и
расходятся не только в России,
но и по всему миру. Едва ли
найдётся коллекция фарфора,
в которой не была бы пред-
ставлена пластика Воробьёва.

Лось. Фарфоровая скульптура.

Слайд 8

Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие русские народные

Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие русские народные

сказки и произведения Гоголя, Чехова, Михалкова. Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были достаточно сложными. Его драма — драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого художественного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. В 1972 году Б. Воробьёв, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
Слайд 9

Основная же работа, определяющая творческое лицо художника Бориса Яковлевича Воробьева —

Основная же работа, определяющая творческое лицо художника Бориса Яковлевича Воробьева —

это анималистическая скульптура. В этой области он создал свои наиболее удачные и значительные вещи. Своим творчеством он открывает нам красоту дикой природы, характер животного на воле, т. е. то, чего мы почти никогда не видим. Фарфоровые "Бегемоты", "Львята" Воробьева проникли в тысячи квартир, украшая наше жилище.