Филиппо Брунеллески

Содержание

Слайд 2

Филиппо Брунеллески (1377—1446) — знаменитый итальянский художник XV века, величайший архитектор

Филиппо Брунеллески (1377—1446) — знаменитый итальянский художник XV века, величайший архитектор

периода Раннего Возрождения, первооткрыватель теории линейной перспективы в живописи.
Он внес неоценимый вклад в культурное наследие не только Италии, но и всего мира. Неповторимый облик Флоренции был создан во многом благодаря архитектурным шедеврам Брунеллески.

Филиппо Брунеллески. Портрет Филиппо Брунеллески (фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения»), начало XVI века.

Слайд 3

Филиппо Брунеллески появился на свет во Флоренции в 1377 году в

Филиппо Брунеллески появился на свет во Флоренции в 1377 году в

семье преуспевающего нотариуса и по совместительству государственного служащего Брунеллески ди Липпо. По линии матери близкими родственниками ему приходились члены влиятельных местных фамилий Спини и Альдобрандини.
Филиппо был старшим ребенком в семье и с раннего детства обнаружил недюжинные способности к наукам. Благодаря стараниям отца, который планировал в старости передать мальчику свою практику, Филиппо Брунеллески получил отличное гуманитарное образование.
За время обучения Брунеллески в совершенстве изучил латынь и с огромным вдохновением читал тексты древнеримских авторов в оригинале.

Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на кафедре, деталь (предположительно портрет Филиппо Брунеллески) – Мазаччо.

Слайд 4

Юный Филиппо отказался от блестящей карьеры нотариуса. Приобретая профессию, он практиковался

Юный Филиппо отказался от блестящей карьеры нотариуса. Приобретая профессию, он практиковался

в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе, и быстро преуспел в выбранной стезе.
В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета.
В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.
Самыми первыми из работ мастера считаются фигурки апостолов для алтаря базилики Пистойского собора, созданные в 1399—1400 годах. Искусно изготовленные из бронзы статуэтки и сегодня украшают внутреннее убранство этого храма.

Филиппо Брунеллески. Конкурсный проект для дверной панели баптистерия Флоренции, 1401.

Филиппо Брунеллески. Скульптура Святого Августина (часть декора алтаря Святого Якова в Пистойе), 1399.

Слайд 5

Создатель научной теории перспективы Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических

Создатель научной теории перспективы

Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок

и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.
В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру.

В Старой сакристии (окончена в 1428 г.) Церкви Сан-Лоренцо Брунеллески впервые создал ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой.

Слайд 6

Фреска «Троица». Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции. В этом произведении Мазаччо,

Фреска «Троица». Церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
В этом произведении Мазаччо, под

влиянием творчества Брунеллески, впервые в настенной живописи применил перспективу. Фреска выполнена на стене, уходящей в глубину капеллы, построенной в форме арочной ниши.
На росписи изображено распятие с фигурами Марии и Иоанна Крестителя. Крест осеняет полуфигура Бога-Отца. На переднем плане — коленопреклоненные заказчики, которые, благодаря иллюзионистскому приему, кажутся находящимися за пределами капеллы. В нижней части фрески художник изобразил саркофаг со скелетом Адама, который тоже как будто выдается в пространство храма.
Надпись над саркофагом гласит: «Я был некогда тем, чем вы являетесь, а тем, чем я являюсь, вы еще станете».

Схема построения линейной перспективы.

Слайд 7

Купол Брунеллески Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность – купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Купол Брунеллески

Главное произведение мастера во Флоренции, принесшее ему невероятную известность –

купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Слайд 8

В ходе строительства Брунеллески придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших

В ходе строительства Брунеллески придумал и реализовал несколько уникальных приемов, обеспечивших

устойчивость и надежность сооружения:
Изгиб угла ребер соответствовал 60 градусам, а уровень наклона сохранялся благодаря деревянным лекалам, передвигающимся вверх по мере появления новых рядов кладки;
Кирпичная кладка осуществлялась не горизонтально, а с уклоном внутрь (согласно римскому способу), что ослабляло внутренний распор и уменьшало нагрузку на основание здания;
Кирпичи располагались «елочкой», за счет чего отпадала необходимость использовать кружала (специальные дугообразные доски для возведения каменных сводов);
Купол состоял из двух оболочек, при этом внутренняя играла роль мощного каркаса, созданного из вплетенной в кладку арматуры, а внешняя – выполняла защитную и декоративную функции.

Возведение купола началось в 1420 году и завершилось спустя 14 лет.

Слайд 9

Архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных

Архитектором были разработаны специальные механизмы с шестеренками, облегчающие поднятие многотонных строительных

материалов на огромную высоту. Брунеллески тщательно продумал мельчайшие детали и вспомогательные приспособления. Он разработал систему водостоков, внутренних лестниц и проходов. Его авторству принадлежат чертежи фонаря с эдикулами (полукруглыми выступами), венчающего конструкцию.
Слайд 10

Церковь Санто-Спирито Авторство чертежей и макетов церкви принадлежит Брунеллески. Мастер приступил

Церковь Санто-Спирито
Авторство чертежей и макетов церкви принадлежит Брунеллески. Мастер приступил к

работе в 1436 году, возведение базилики завершилось уже после его смерти, спустя 18 лет, при участии Антонио Манетти и других учеников Брунеллески.

Церковь Санта-Мария-дельи-Анжели
Ораторий Санта-Мария-дельи-Анжели – очередная масштабная архитектурная работа Брунеллески в области церковного зодчества, которую, к сожалению, мастеру не удалось завершить.

Модель здания была создана в 1434 году.

Планировка здания выполнена в форме латинского креста.