Говорящие фамилии в прозе А.П. Чехова

Содержание

Слайд 2

Актуальность темы заключается в том, что в современном литературоведении большое внимание

Актуальность темы заключается в том,
что в современном литературоведении большое
внимание

уделяется вопросам ономастики,
о чем свидетельствуют многочисленные работы,
касающиеся исследования стилистических функций имен собственных.
Слайд 3

Ономастика (от греч.— искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий собственные имена.

Ономастика
(от греч.— искусство давать имена) — раздел языкознания,
изучающий собственные имена.


Слайд 4

Цель работы: Систематизировать уже имеющиеся исследования в области ономастики с целью

Цель работы:
Систематизировать уже имеющиеся исследования в области ономастики
с целью изучения

функций «говорящих» фамилий
в прозаическом творчестве А.П. Чехова.
Слайд 5

Задача: определить функции «говорящих» фамилий в рассказах А.П. Чехова. По доминирующему

Задача:
определить функции «говорящих» фамилий в
рассказах А.П. Чехова.
По доминирующему методу

доклад носит
практико-ориентированный характер,
так как он может быть использован в качестве
методического пособия на уроках литературы.
Слайд 6

Методы исследования: 1. аналитическое чтение; 2. поисковый, контекстуальный анализ.

Методы исследования:
1. аналитическое чтение;
2. поисковый, контекстуальный анализ.

Слайд 7

Материал исследования: Рассказы А.П.Чехова «Хамелеон», «Страшная ночь», «Разговор человека с собакой», «Архиерей», «Дамы» и др.

Материал исследования:
Рассказы А.П.Чехова «Хамелеон»,
«Страшная ночь»,
«Разговор человека с собакой»,


«Архиерей», «Дамы» и др.
Слайд 8

Прием «говорящих» фамилий до середины минувшего века был очень популярен. В

Прием «говорящих» фамилий до середины минувшего века
был очень популярен.


В русской литературе этот прием получил
широкое распространение в эпоху классицизма.
Слайд 9

Одно только чтение списка действующих лиц комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» дает полное

Одно только чтение списка действующих
лиц комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» дает полное

представление
о героях и их характере, привычках, склонностях.
Слайд 10

Галерею отрицательных персонажей, наделенных «говорящими» фамилиями, пополнили писатели XIX века: Держиморда

Галерею отрицательных персонажей,
наделенных «говорящими» фамилиями,
пополнили писатели XIX века:

Держиморда (Н.В.Гоголь),
Алтынников, Грош (Н.А. Некрасов),
Прыщ, Удав (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Слайд 11

У Ильфа и Петрова смешные «говорящие» фамилии не прямо говорят о

У Ильфа и Петрова смешные «говорящие» фамилии
не прямо говорят о

свойствах героя,
а создают общий колорит нелепости, абсурда
(Васисуалий Лоханкин).
Слайд 12

«Сущность любого собственного имени, - считает Бахтин, - (человека, города, страны

«Сущность любого собственного имени,
- считает Бахтин, - (человека, города,

страны
и т.д.)
– благословение и хвала...»
Слайд 13

Слово “фамилия” появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху. Становление

Слово “фамилия” появилось в русском языке лишь в Петровскую эпоху.


Становление же фамилий (хотя это слово тогда и не употреблялось)
на Руси датируется XIV–XV веками (в те времена
бытовало и такое название — дедина).
Слайд 14

Мастерское использование А.П. Чеховым «говорящих» фамилий поражало многих. И.Л. Щеглов писал:

Мастерское использование А.П. Чеховым
«говорящих» фамилий поражало многих.

И.Л. Щеглов

писал: «Чехов сделал мне несколько ценных указаний
и относительно необходимости
в драматическом произведении
большей простоты и близости к жизни не только в речах
действующих лиц, самых их именах и фамилиях»
Слайд 15

П.П.Бажов отмечал: «Меня больше всего поражало чеховское умение сгустить типическое до

П.П.Бажов отмечал: «Меня больше всего поражало
чеховское умение сгустить типическое
до

одной клички. Протоиерей Змиежалов,
дьячок Воньмигласов, Почечуев,
корреспондент Оптимахов – все это для людей
нашего времени уже портреты.
Фамилии Змиежалов и Воньмигласов
откровенно шаржированы…»
Слайд 16

Наиболее часты в прозе А.П.Чехова единицы следующих лексико-семантических групп: «части тела»

Наиболее часты в прозе А.П.Чехова единицы следующих лексико-семантических групп:
«части тела»

(Желваков, Челюстин, Грязноруков),
«пища» (Соусов, Пивомедов, Лимонадов),
«животные» (Клещев, Гускин, Курятин, Гнилорыбенков) и др.
Слайд 17

«С моей фигурой далеко не уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов… Хочешь

«С моей фигурой далеко не уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов…
Хочешь

живи так, а не хочешь – вешайся»
Давая герою рассказа «Мелюзга» такую фамилию,
Чехов хотел подчеркнуть то, что жизнь этого “маленького” человека
монотонна, скучна, однообразна и невыразительна.
Слайд 18

В рассказе «Разговор человека с собакой»: «Алексей Иванович Романсов. Грязь… Тебе

В рассказе «Разговор человека с собакой»: «Алексей Иванович Романсов.
Грязь…
Тебе

кажется, что я Романсов, коллежский секретарь …
царь природы. Ошибаешься! Я тунеядец, взяточник, лицемер!..
Я гад, Муза! Подлипала, лихомоец, сволочь!»
Слайд 19

Разящий прием А. П. Чехова - прием включения неэстетичных фамилий (тайный

Разящий прием А. П. Чехова - прием включения неэстетичных фамилий
(тайный

советник
(Гундасов, Гнилодушкин, Гнилорыбенков, Глоталов, Укуси-Каланчевский, Недоехов),
титулярный советник кавалер Егор (Грязноруков, Панихидин,
Погостов, Челюстин, Кладбищенский)
Слайд 20

Для достижения большей выразительности А.П. Чехов применяет иногда прием скрытой метафоры.

Для достижения большей выразительности А.П. Чехов
применяет иногда прием скрытой метафоры.


В рассказе «Дамы» Ползухин – бабий угодник – гадина – тварь.
Фамилия мотивирована синонимичным рядом:
ползать – угодничать, добиваться благ нечестными приемами.

Слайд 21

«…Панихидин, Трупов, Погостин, Черепов, Челюстов – все эти фамилии, несомненно, создают своеобразный колорит рассказа «Страшная ночь»

«…Панихидин, Трупов, Погостин,
Черепов, Челюстов –
все эти фамилии, несомненно,
создают
своеобразный

колорит рассказа
«Страшная ночь»
Слайд 22

В рассказах Чехова фамилия – точная характеристика персонажа: унтер Пришибеев («Унтер

В рассказах Чехова фамилия – точная характеристика персонажа:
унтер Пришибеев


(«Унтер Пришибеев»),
чиновник Червяков
(«Смерть чиновника»),
актер Унылов
(«После бенефиса»),
цирюльник Блесткин
(«В цирюльне»).
Слайд 23

В рассказе «Хамелеон», изучаемом в школьной программе, главное действующее лицо —

В рассказе «Хамелеон», изучаемом в школьной программе,
главное действующее лицо

— полицейский надзиратель — носит фамилию
Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы
«очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума»
— страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны.
Слайд 24

Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно:

Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин.
Все понятно:

это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают,
как известно, только свиньи. И нам понятен этот персонаж, понятно,
что можно от него ожидать.
Слайд 25

Фамилия Жигалов произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает

Фамилия Жигалов произошла от слова жигало, то есть тот, кто поджигает

других,
является зачинщиком.
Генерал Жигалов в рассказе не присутствует,
но о нем постоянно говорят, более того, этот человек меняет настроение
самого полицейского надзирателя и всей толпы.
Слайд 26

Итак, проведя исследование рассказов А. П. Чехова, можно прийти к выводу

Итак, проведя исследование рассказов А. П. Чехова, можно прийти к

выводу о том,
что «говорящие» фамилии играют существенную роль
при создании литературно-художественного текста.
Слайд 27

Изучение особенностей функционирования «говорящих фамилий» в рассказах Чехова позволяют глубже понять

Изучение особенностей функционирования «говорящих фамилий» в рассказах Чехова
позволяют глубже понять

художественный мир писателя,
отношение автора к героям, формируют подтекст и
имеют важное значение для постижения его творчества в целом.
Слайд 28

«Научиться читать и научить читать - вот проблема, которая интересует каждого

«Научиться читать и научить читать - вот проблема,
которая интересует каждого

педагога - и литератора, и русиста»

Следовательно, кто не хочет проглядеть при чтении ни одной художественной детали,
тому должным образом необходимо оценить стилистический
эффект «говорящих» фамилий.