Художественное своеобразие романа Евгений Онегин

Содержание

Слайд 2

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА

В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешел

от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался не легко, так как в те годы ни в России, ни на Западе реализм еще не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», поэт раньше всех — и в России, и на западе — дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Слайд 3

Реализм (от лат. realis –вещественный) Творческий метод в искусстве и литературе,

Реализм (от лат. realis –вещественный)

Творческий метод в искусстве и литературе,

в основе которого – реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах; воспроизведение жизни в её закономерностях, типических чертах и свойствах.
Слайд 4

Основное свойство реализма – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих

Основное свойство реализма – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих

сути явлений самой жизни.
Черты:
- стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой; внутренний мир персонажей, их поведение несут в себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
- универсальность в изображении человека;
- социальный и психологический детерминизм;
- историческая точка зрения на жизнь.
Слайд 5

«… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Ф. Энгельс

«… реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров

в типичных обстоятельствах». Ф. Энгельс
Слайд 6

Задача писателя-реалиста – «…стараться не только уловить жизнь во всех ее

Задача писателя-реалиста –
«…стараться не только уловить жизнь во всех

ее проявлениях, но и понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши».
И.С.Тургенев.
Слайд 7

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где автор

свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
Слайд 8

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА

Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть,

очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).
Слайд 9

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА

Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в одном

реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и жизнью автор и его герои.
Слайд 10

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Уникальность положения Автора в романе. Автор — не

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА

Уникальность положения Автора в романе.
Автор — не традиционный

рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяющий себя от них и от читателей. Автор является и создателем романа, и одновременно его «героем».
Слайд 11

Образ автора — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования,

Образ автора  — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования,

напоминает о себе («Но вреден север для меня»), водит дружбу с Онегиным («Условий света свергнув бремя, как он отстав от суеты, с ним подружился я в то время, мне нравились его черты»), в своих лирических отступлениях делится с читателями своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию. Автор в некоторых местах нарушает ход повествования и вводит в текст метатекстовые элементы («Читатель ждёт уж рифмы „розы“ — на, вот, возьми её скорей»). Пушкин даже изобразил себя рядом с Онегиным на берегу Невы (см. изображение) и хотел поместить этот и ряд других рисунков в качестве иллюстрации к роману в стихах, но не удалось найти общий язык с издателями журнала «Невский альманах». Сам Пушкин отозвался на это несколькими ироничными эпиграммами.

Автограф Пушкина — автопортрет с Онегиным на набережной Невы

Слайд 12

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ В романе в основном выдержан разговорный тон,

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В романе в основном выдержан разговорный тон, но

при этом необычайно разнообразный: то мы слышим легкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и многие другие оттенки.
Поэт широко использует и старинные слова и выражения, если они необходимы ему для выполнения художественной задачи, книжный и разговорный язык культурной части русского общества.
Слайд 13

РАЗНЫЕ ИЗДАНИЯ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

РАЗНЫЕ ИЗДАНИЯ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Слайд 14

Слайд 15

В. Г. Белинский «Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа

В. Г. Белинский

«Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий сей

же час Позвольте познакомить вас…»

Рукописи романа
с рисунками поэта

Слайд 16

В. Г. Белинский «Онегин, добрый мой приятель, Или блистали, мой читатель;

В. Г. Белинский

«Онегин, добрый мой приятель, Или блистали, мой читатель; Родился

на брегах Невы, Там некогда гулял и я: Где , может быть родились вы Но вреден север для меня».
Слайд 17

Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным

Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в

первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Назад