Игорь Северянин – лирический поэт двадцатого века

Содержание

Слайд 2

Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это

Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это

лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея Константиновича Толстого. Прежде чем получить широкую популярность, ему пришлось выслушать нападки критиков, но и это не сломило Игоря, а наоборот, сделало его сильнее. Не один свой стих он посвятил любви к своей Родине – России.
Слайд 3

Игорь Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Окончил

Игорь Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Окончил

4 класса реального училища в г.Череповце. В 1904 г. перебрался к отцу в г.Дальний (Манчжурия). В течение определенного времени проживал в Порт-Артуре.
Перед самым началом Русско-японской войны возвратился к матери в Петербург.

Первая публикация появилась в 1905 г.
Ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков, ни его коллег по перу. Л. Н. Толстой, ознакомившийся с творчеством начинающего поэта, высказался о нем достаточно уничижительно. “И это – литература?!” – с досадой воскликнул великий писатель.

Слайд 4

В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление

В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление

в литературе – эгофутуризм*. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.

*Э́гофутури́зм (от др.-греч. Εγώ — «я», лат. futurum — будущее) — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

И. Игнатьев

Слайд 5

Первый большой сборник стихов Игоря-Северянина «Громокипящий кубок» (1913) вышел в издательстве

Первый большой сборник стихов Игоря-Северянина «Громокипящий кубок» (1913) вышел в издательстве

Сергея Соколова (Кречетова) «Гриф». Предисловие к сборнику написал Фёдор Сологуб: «Одно из сладчайших утешений жизни — поэзия свободная, лёгкий, радостный дар небес. Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны». В сквозной нумерации поэта сборник получил статус первого тома.
Слайд 6

Дебют Игоря-Северянина в Петербурге состоялся в октябре 1912 года в Салоне

Дебют Игоря-Северянина в Петербурге состоялся в октябре 1912 года в Салоне

Сологуба на Разъезжей улице, а уже 20 декабря в Москве в Обществе свободной эстетики у Валерия Брюсова. В марте 1913 года Игорь-Северянин принимает участие в турне Фёдора Сологуба по западу и югу России: Минск, Вильно, Харьков, Екатеринослав, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Баку, Тифлис, Кутаис. К 1918 году поэт принял участие в 48 концертах и 87 дал лично (всего 135).
Слайд 7

В январе 1918 года Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию, где

В январе 1918 года Игорь-Северянин уезжает из Петрограда в Эстонию, где

поселяется в посёлке Тойла вместе со своей гражданской женой Марией Волнянской (Домбровской). В феврале, выполняя обязательства перед антрепренёром* Фёдором Долидзе, Игорь-Северянин едет в Москву, где принимает участие в «выборах короля поэтов», который состоялся 27 февраля 1918 года в Большой аудитории московского Политехнического музея.

*Антрепренёр — менеджер или предприниматель в некоторых видах искусства, содержатель либо арендатор частного зрелищного предприятия — антрепризы.

Слайд 8

Начало вынужденной эстонской эмиграции датируется первой половиной марта 1918 г. За

Начало вынужденной эстонской эмиграции датируется первой половиной марта 1918 г. За

годы проживания в Эстонии, поэт выпустил несколько сборников стихотворений и четыре стихотворных автобиографических романа. Также Северянин переводил эстонскую поэзию на русский язык, работал над крупным исследованием “Теория версификации”.
В первые годы эмиграции поэт много ездил по европейским странам.

Эстонская эмиграция

Слайд 9

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941

г., в Таллине, во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.
Слайд 10

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗАПЕВКА» О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗАПЕВКА»

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ
ПО

ЛЕСНЫМ ГОРАМ, ПОЛЕВЫМ КОВРАМ…
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО ВЕСНУ ВСТРЕЧАТЬ,
ЧТО НЕВЕСТУ ЖДАТЬ, ЧТО УТЕШИТЬ МАТЬ…
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО ТОСКУ ЗАБЫТЬ,
ЧТО ЛЮБОВЬ ЛЮБИТЬ, ЧТО БЕССМЕРТНЫМ БЫТЬ!
Слайд 11

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ ПО ЛЕСНЫМ ГОРАМ,

О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ
ПО ЛЕСНЫМ ГОРАМ,

ПОЛЕВЫМ КОВРАМ…
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО ВЕСНУ ВСТРЕЧАТЬ,
ЧТО НЕВЕСТУ ЖДАТЬ, ЧТО УТЕШИТЬ МАТЬ…
О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО ТОСКУ ЗАБЫТЬ,
ЧТО ЛЮБОВЬ ЛЮБИТЬ, ЧТО БЕССМЕРТНЫМ БЫТЬ!

«ЗАПЕВКА» БЫЛА НАПИСАНА ИГОРЕМ СЕВЕРЯНИНЫМ В 1925 ГОДУ, СОСТОИТ СТИХ ИЗ ТРЕХ ДВУСТИШИЙ. И ОНО ПОЛНОСТЬЮ ПРОПИТАНО ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ, ОН ОСОЗНАЕТ ВСЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО И МОГУЩЕСТВО. РОССИЯ НЕОБЪЯТНА, ИМЕННО ПОЭТОМУ СТИХОТВОРЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ЗАПЕВКА», ТО ЕСТЬ НЕПОЛНАЯ ПЕСНЯ, А ТОЛЬКО ЕЁ НАЧАЛО, ВЕДЬ СПЕТЬ ЕЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО. ОБ ЭТОМ ОН САМ ПОВЕСТВУЕТ В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ДВУСТИШИЙ: "О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО ТОСКУ ЗАБЫТЬ, ЧТО ЛЮБОВЬ ЛЮБИТЬ, ЧТО БЕССМЕРТНЫМ БЫТЬ!". К СОЖАЛЕНИЮ, ДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ БОГАТО НА ТРОПЫ, ПРЕОБЛАДАЮТ В ОСНОВНОМ МЕТАФОРЫ.

Слайд 12

Северянин крайне интересно использовал простые слова, превращая их в метафоры. Например,

Северянин крайне интересно использовал простые слова, превращая их в метафоры. Например,

то, какое значение он задал слову «храм», сразу же создается ощущение, будто это что-то божественное, такое недоступное, что тебя прямо тянет в это необычное место. А что бы добраться до него, людям предстоит пройти не через обычные луга или поля, а через самые настоящие «полевые ковры». Проделав весь этот путь, вы доберетесь до нечто прекрасного. Он использовал понятие «полевые ковры», что бы передать насколько в России большие просторы, что здесь очень красиво, что здесь тоже есть необъятные цветочные луга и поляны. Люди, пройдя через это, наконец, попадают в храм и они сразу же начинают ощущать то, насколько прекрасна их Родина, у них появляются божественные чувства. Именно такие чувства автор хотел передать людям, которые смогут добраться до конечной точки.
Слайд 13

РАЗМЕР СТИХА: ТРЕХСТУПНЫЙ ХОРЕЙ РИФМА: ПАРНАЯ Присутствует синтаксический параллелизм «О России

РАЗМЕР СТИХА: ТРЕХСТУПНЫЙ ХОРЕЙ РИФМА: ПАРНАЯ

Присутствует синтаксический параллелизм
«О России петь —

что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…»

Риторическое восклицание в конце стихотворения: «О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!»