К 185-летию выхода в печати первого полного издания романа в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин

Содержание

Слайд 2

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии…

«Онегин» есть самое
задушевное произведение
Пушкина, самое любимое
дитя его фантазии…

Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы…
В.Г.Белинский
Слайд 3

Это лучшее моё творение. А.С.Пушкин

Это лучшее
моё творение.
А.С.Пушкин

Слайд 4

История создания Заканчивая в 1830 г. восьмую главу романа, расставаясь со

История создания

Заканчивая в 1830 г. восьмую главу романа, расставаясь со

своими героями, Пушкин писал:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне,
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё не ясно различал.
(строфа 50)
Эти слова прекрасно характеризуют длительность работы Пушкина над романом и сложную эволюцию его замысла и образов.

«Пушкин в парке»
Художник Серов

Слайд 5

Онегин Часть первая. Предисловие. 1 песнь. Хандра. Кишинев, Одесса. 1823. 2

Онегин
Часть первая. Предисловие.
1 песнь. Хандра. Кишинев, Одесса. 1823.
2 песнь. Поэт.

Одесса. 1823.
3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское. 1824.
Часть вторая.
4 песнь. Деревня. Михайловское. 1825.
5 песнь. Именины. Михайловское. 1825.
6 песнь. Поединок. Михайловское. 1826.
Часть третья.
7 песнь. Москва. Михайловское. П.Б. Малинники. 1827-1828.
8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829. Болдино.
9 песнь. Большой свет. Болдино.
Кишинев Болдино
1823 год 9 мая 1830 год 25 сентября
7 лет 14 месяцев 17 дней
Слайд 6

Авторские рисунки на полях рукописи романа Татьяна Автопортрет Онегин Ленский

Авторские рисунки
на полях рукописи романа

Татьяна

Автопортрет

Онегин

Ленский

Слайд 7

Автопортрет глава IV глава I глава II глава VII

Автопортрет глава IV

глава I

 глава II

глава VII

Слайд 8

« Вышли у нас еще две песни Онегина. Каждый о них

« Вышли у нас еще две песни Онегина. Каждый о

них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят, и все читают…»
(Е. А. Баратынский — Пушкину, конец февраля — начало марта 1828 г.)
«Первая глава "Онегина" и две-три, следовавшие за ней, нравились и пленяли... Цена новости исчезла - и тот же Онегин нравится уже не так, как прежде. Надобно прибавить, что поэт и сам утомился. В некоторых местах 7-й главы "Онегина" он даже повторяет сам себя.»
(Н. Полевой, "Московский телеграф", 1830 г., №15)

М. Добужинский

Полемика вокруг романа

Слайд 9

«Пушкин, создавая свой роман, передавал его публике отдельными главами, как Байрон

«Пушкин, создавая свой роман, передавал его публике отдельными главами, как

Байрон «Дон-Жуана» своего. Сначала он еще подражает английскому поэту; вскоре пытается идти с помощью одних собственных сил своих; кончает тем, что становится сам оригинален».
(А. Мицкевич, статья во французском журнале "Le Globe", 25 мая 1837 г.)
Слайд 10

«Главный недостаток сего романа есть недостаток связи и плана…множество беспрерывных отступлений

«Главный недостаток сего романа есть недостаток связи и плана…множество беспрерывных отступлений

от главного предмета наконец становится утомительным... в "Онегине" блещет остроумие… читатель, тем не менее, устает в лабиринте отступлений…В "Евгении Онегине" собраны наблюдательным пером Пушкина черты странностей, привычек, вкуса и мнений светских людей… но все сии черты могут ли слиться в один характер, в одном человеке?»
(Б. Федоров "Санкт-петербургский зритель", 1828 г.)

Художник Кузьмин

Слайд 11

«…Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и

«…Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и

будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть... русская литература… начинается … с Пушкина, а до него решительно не было русской литературы; вместо неё была словесность - ряд отдельных, ничем не связанных между собою явлений, вышедших не из родной почвы русского духа, а из подражаний чужим образцам..."
(В. Г. Белинский, "Русская литература в 1840 году", 1841 г.)
Слайд 12

элементы эпического жанра две сюжетные линии большой объём акцент повествования на

элементы эпического жанра
две сюжетные линии
большой объём
акцент повествования
на жизненном пути

определённой личности

Особенности жанра

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница»
(А.С.Пушкин )

«Собранье пёстрых глав»

элементы лирического жанра
описании внутреннего мира главного героя
лирические отступления

«Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано ни одного порядочного романа и в прозе» (В.Г.Белинский).

Слайд 13

Сонет – 14-строчное стихотворение с определенной схемой рифм. Строки 1-4: а

Сонет – 14-строчное стихотворение
с определенной схемой рифм.
Строки

1-4: а – б – а – б – перекрёстные ,
5-8: в – в –г –г – смежные,
9-12: д – е – е – д – опоясывающие,
13-14: ж – ж – смежные рифмы.
Три фрагмента в романе написаны
не онегинской строфой:

Онегинская строфа

песня девушек
письмо Татьяны
письмо Онегина

Слайд 14

Сюжет 1 особенность Онегин – Татьяна Ленский- Ольга 2 особенность Главное

Сюжет

1 особенность
Онегин – Татьяна Ленский- Ольга
2 особенность Главное действующее лицо

– повествователь =
спутник Онегина
антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»
= лирические отступления – составная часть сюжета
3 особенность
Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

служит для развития основного не развивается, помогает
конфликта романа Татьяне понять Онегина

Слайд 15

Особенности композиции Быть может, он для блага мира Иль хоть для

Особенности композиции

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы

был рождён…
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел…

Развернутая экспозиция

Необычность развязки линии Онегин – Ленский (отсутствие определённости – два пути Ленского)

Художник Тимошенко

Художник Добужинский

Художник Рудаков

Слайд 16

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа

( гл.1 – Петербург – жизнь Онегина; гл.2 – деревня – жизнь Татьяны)
Зеркальность ( встреча – письмо – объяснение)

Но я не создан для блаженства,
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я…

Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть…вот блаженство!

Слайд 17

Лирические отступления Связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Лирические отступления

Связаны с сюжетом романа.
Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал

красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума…

2. Разный размер лирических отступлений:
- от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)
- до нескольких строф ( глава первая - LVII - LX)

Художник Соколов

Художник Кузьмин

Слайд 18

4. Используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У

4. Используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас

теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.

3. Начинают или заканчиваю главу.
Начало главы восьмой:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
Конец главы первой:
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

Художник Белюкин

Слайд 19

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и

эпическое:
Всё это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

5. Появляются перед кульминационными моментами действия:
перед объяснением с Онегиным
перед сном Татьяны
перед дуэлью

Художник Белюкин

Слайд 20

В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Из романа, как и

В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.
Из романа, как

и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: как одевались, что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами жили, какая была погода, какие спектакли давали…

„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
В.Г. Белинский

Панорама Невского проспекта

Слайд 21

Слайд 22

Система художественных образов в романе Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию

Система художественных образов в романе
Онегин Татьяна Ленский
Представляют определенную категорию общества
«Высший свет»

Патриархальное Дворянство
дворянство
Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа
«Лишний человек» Идеал «Романтическое
«русской души» сознание»
Объединяются автором = действующим лицом
Драматические судьбы – отражение судеб лучших людей пушкинского времени
Автор
Незримо присутствует всегда и везде
Принимает участие в судьбе героев
Делится с читателем своими мыслями и чувствами
Рассуждает о нравах и морали общества
Слайд 23

Евгений Онегин Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость

Евгений Онегин

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость

жизни».
В.Г.Белинский
Онегин – «умная ненужность»,герой времени , которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Герцен
Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».
Писарев

Художник Рудаков

Художник Соколов

Слайд 24

Социальный портрет героя Онегин – как и все, « забав и

Социальный портрет героя
Онегин – как и все, « забав и

роскоши дитя»:
Воспитывался
Учился
Влюблялся
Одевался
Ел, пил
Развлекался
«ему наскучил света шум…»

Эволюция героя

10 гл.

8 гл.

Путе-шествие

5,6 гл.

3,4 гл.

2 гл.

1 гл.

1 гл•

8 гл.

3. Кольцевая композиция:
«Он возвратился и попал,
как Чацкий – с корабля
на бал»

2. Система образов:
Татьяна
Онегин Ленский
светское
общество

«О деревня! О Русь!»
«…Филипьевка седая»
«…дворовый мальчик»
«…Зима! Крестьянин…»

Н-А-Р-О-Д-Н-А-Я
М-Ы-С-Л-Ь

1-ая глава

Слайд 25

Онегин и автор Пушкин - о Евгении Онегине: «добрый мой приятель»

Онегин и автор

Пушкин - о Евгении Онегине: «добрый мой приятель»
Страстей игру

мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...

Художник Кузьмин

Рукопись Пушкина

Заметны различия
между автором и Онегиным:
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины...(автор)
…деревня, где скучал Евгений...(Онегин)
Автор даёт прямую оценку поступкам
героя:
Вы согласитесь, мой читатель
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель…
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь…

Слайд 26

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять

«Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы.
«Евгений Онегин» стал оперой в трёх действиях. Авторы либретто: П.И. Чайковский и К.С. Шиловский.
Дата завершения оперы
30 января 1878 года.

«Евгений Онегин» в музыке

Афиша премьеры оперы
«Евгений Онегин» в Большом театре

Слайд 27

композитор П.И.Чайковский «Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала:

композитор П.И.Чайковский

«Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А

что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой… Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина.»
(Из письма П.И.Чайковского к брату)
Слайд 28

«Евгений Онегин» в живописи Пушкин хотел видеть в иллюстрации не только

«Евгений Онегин» в живописи

Пушкин хотел видеть в иллюстрации не только

эстетический, но и политический смысл. Но карандаш Нотбека оказался не быстр и не искусен: он не понял, чего хотел от него поэт.

«Невский альманах», 1829 г.: шесть «картинок» к любимому детищу Пушкина - это гравюры С. Галактионова, Е. Гейтмана, А. Збруева, М. Иванова, И. Ческого по рисункам молодого художника А.В. Нотбека. Иллюстрации воспроизводят шесть сцен из романа в стихах. Под каждой из них были приведены отрывки пушкинского текста.

А. Збруев

И. Гейтман

И. Ческий

М. Иванов

С. Галактионов

Слайд 29

С конца 1830-х годов с введением технических новшеств в производство печатных

С конца 1830-х годов с введением технических новшеств в производство

печатных изданий резцовая гравюра вытесняется частично литографией и хромолитографией, а в основном - репродукционной гравюрой на дереве. 

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации второй половины XIX века  ( 56 акварелей Е.П. Самокиш-Судковской и 48 рисунков П.П. Соколова)

П.П. Соколов

Е.П. Самокиш-Судковская

Слайд 30

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации XX века Иллюстрации Н.В. Кузьмина и

«Евгений Онегин» в книжной иллюстрации XX века Иллюстрации Н.В. Кузьмина и М.В. Добужинского

1930-е годы – целый ряд блистательных

работ, вошедших в золотой фонд мировой иллюстрации. Это результат огромных достижений целого созвездия ученых-пушкинистов: П. Щеголева, Б. Модзалевского, А. Эфроса, Б. Томашевского, С. Бонди.

Н.В. Кузьмин

 М.В. Добужинский

Пальму первенства нужно отдать художнику Николаю Васильевичу
Кузьмину.

Слайд 31

Получает широкое распространение так называемая психологическая иллюстрация. Создаются многочисленные серии сюжетно-повествовательного

Получает широкое распространение так называемая психологическая иллюстрация. Создаются многочисленные серии

сюжетно-повествовательного типа, по которым можно проследить динамику конфликта, развитие образа героев. Каждый из художников этого направления воспринимал мир романа Пушкина как подлинную реальность.

Л.Я. Тимошенко

Ю.М. Игнатьев

К.И. Рудаков

Слайд 32

«Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой

«Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой

Слайд 33

Серов «Пушкин в деревне» … даль свободного романа…

Серов «Пушкин в деревне»

… даль
свободного
романа…

Слайд 34

Источники: Дёмин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе. М.:

Источники:

Дёмин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 8 классе. М.:

Просвещение, 1974.
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. М.: ВАКО, 2004.
Лаврентьева Е. Светский этикет пушкинской поры. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1982.
Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1983.
Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада…». «Болдинский» план и «десятая песнь». Литература в школе, 2004, №12.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1973.
Панфилова М.М., Лобарёв Г.П. Пушкинский календарь. К 200-летию со дня рождения. 1999. Кострома: РИО, 1998.
Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1981.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.