Классицизм и сентиментализм в литературе

Содержание

Слайд 2

Классицизм Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв.,

Классицизм

Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее

за основу образцы античного (классического) искусства.
Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
Слайд 3

Стили и жанры в литературе классицизма

Стили и жанры в литературе классицизма

Слайд 4

Высокие жанры К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся

Высокие жанры

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях

и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня.
Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Слайд 5

Низкие жанры Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей.

Низкие жанры

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей. Это

может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
Герой низких жанров — среднесословный человек (буржуа, мещан, крестьян, слуг).
Слайд 6

«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех

«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех

штилей» М.В.Ломоносова:

Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи.
Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы.
Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.

Слайд 7

Характерные черты классицизма Культ разума. Художественное произведение организуется как искусственное, логически

Характерные черты классицизма

Культ разума.
Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое.
Строгая

сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства.
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются.
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 8

Эстетика классицизма Основное свойство-обращенность к образам и формам античного искусства как

Эстетика классицизма

Основное свойство-обращенность к образам и формам античного искусства как классическим

и идеальным образцам; нормативная поэтика.
В основе эстетики - принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 9

Национальные особенности русского классицизма Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны.

Национальные особенности русского классицизма

Повышенный интерес к историческому прошлому своей страны.
Интерес к

фольклору.
Развитие сатирического направления.
Перенесение акцента с идей абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма.
Слайд 10

Иерархия жанров

Иерархия жанров

Слайд 11

Черты Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума

Черты

Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума

свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Слайд 12

Сентиментализм в литературе

Сентиментализм в литературе

Слайд 13

Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII

Сентиментализм – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII

– начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от франц. sentiment– чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Живопись сентиментализма показывала “человека чувствительного”. Человек был примечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а богатством души и сердца.
Слайд 14

Идеи сентиментализма Нравственное равенство людей Идеалы естественности и простоты Идея органической связи с природой

Идеи сентиментализма

Нравственное равенство людей
Идеалы естественности и простоты
Идея органической связи с природой

Слайд 15

Жанры Дневники Путевые заметки Письма Мемуары Элегические послания Повести Романы

Жанры

Дневники
Путевые заметки
Письма
Мемуары
Элегические послания
Повести
Романы

Слайд 16

Особенности литературного направления Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты)

Особенности литературного направления

Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу

(символу зла, неестественной жизни, суеты)
Появляются новые герои. Это человек – представитель средних и низших слоев общества (поселяне и поселянки, пастухи и пастушки).
Особое место в произведениях сентименталистов отводится пейзажу: речка, журчащие ручьи; осень, лунная ночь.
Автор – участник событий. Он сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Основные жанры – сентиментальная повесть, путешествие, дневник, жанр письма (эпистолярный жанр), исповедь.
Основная тематика произведений – любовная лирика и проза.
Слайд 17

Черты литературного направления уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и

Черты литературного направления

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их

оценке (у классицистов – «порок» и «добродетель»);
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности;
утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий;
стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях;
идеализация патриархального быта.
Слайд 18

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ