Лирические отступления в поэме Мертвые души

Содержание

Слайд 2

Поэма «Мертвые души» Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат

Поэма «Мертвые души»

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат

живыми красками действительности. Видишь и слышишь их.
В. Г. Белинский
Слайд 3

Повесть о капитане Копейкине Роль этой повести в поэме двоякая: с

Повесть о капитане Копейкине

Роль этой повести в поэме двоякая:
с

одной стороны трагикомическая,
с другой - социально-драматическая.
Слайд 4

Комизм Чиновники, взволнованные необычайностью покупки их гостя, Павла Ивановича Чичикова/ тот

Комизм

Чиновники, взволнованные необычайностью покупки их гостя, Павла Ивановича Чичикова/

тот скупил у окрестных помещиков мертвые души/, начинают гадать, кем является сам Чичиков и почему именно у них он появился.
Слайд 5

переодетый Наполеон, фальшивомонетчик, похититель губернаторской дочки, переодетый разбойник капитан Копейкин Варианты ответов:

переодетый Наполеон,
фальшивомонетчик,
похититель губернаторской дочки,
переодетый разбойник капитан Копейкин

Варианты

ответов:
Слайд 6

Капитан потерял руку и ногу в Бородинском сражении, а у Чичикова

Капитан потерял руку и ногу в Бородинском сражении, а у Чичикова

ведь две руки. Не может гость губернского города N быть опальным капитаном.

Но!!

Слайд 7

трагизм Копейкин - это человек, проливший кровь за любезное отечество, не

трагизм

Копейкин - это человек, проливший кровь за любезное отечество,

не дождался от властей даже пенсии, которая бы обеспечила его существование. Похоже, вся вина этого несчастного капитана в том, что он не умер от ран и стал балластом для государства. Тут уж не до смеха, когда читаешь историю героя. Бюрократия опутала все области русского быта и задушила всякую свободную инициативу. Человек вышел с ружьем на большую дорогу вовсе не от хорошей жизни и не от собственного злонравия.
Слайд 8

Н.В.Гоголь, вставляя эту повесть, как бы предупреждает власть имущих: « Велико

Н.В.Гоголь, вставляя эту повесть, как бы предупреждает власть имущих:
« Велико

терпение обездоленных людей, но не беспредельно».
Слайд 9

Народ в поэме

Народ в поэме

Слайд 10

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним

Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним

миром. Они наделены сказочными, богатырскими чертами.
Слайд 11

Слайд 12

Образ России в поэме Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает

Образ России в поэме


Образ народа в поэме Гоголя постепенно

перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России.
Слайд 13

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях.
Здесь

тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из «мертвых душ», но он обладает живым и бойким умом, это народ, «полный творящих способностей души…».
Слайд 14

Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за

Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: «Ведь что за

силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом».
Слайд 15

Образ России в поэме «Русь! Русь! Вижу тебя… Открыто – пустынно

Образ России в поэме

«Русь! Русь! Вижу тебя… Открыто – пустынно

и ровно все в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая , тайная сила влечет к тебе?»
Слайд 16

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству» русской

В лирических отступлениях автор обращается к «необъятному простору», «могучему пространству»

русской земли.

Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли … не родиться беспредельной мысли, какая ты сама без конца?

Слайд 17

Образ России в поэме Здесь ли не быть богатырю, когда есть

Образ России в поэме

Здесь ли не быть богатырю, когда есть место,

где развернуться и пройтись ему?
Слайд 18

У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

У! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Слайд 19

Образ дороги «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»

Образ дороги

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове:

дорога!»
Слайд 20

Образ дороги Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная

Образ дороги

Тема дороги — вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная

с темой России. Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути.
Слайд 21

Птица - тройка Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал?

Птица - тройка

Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал?

Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить…
Слайд 22

Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несёшься?

Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несёшься?

Русь!

Куда ж ты несёшься? Дай ответ. Не дает ответа.
Слайд 23

Слайд 24

Русь! Куда ж несёшься ты? Чудным звоном заливается колокольчик… летит мимо

Русь! Куда ж несёшься ты? Чудным звоном заливается колокольчик… летит

мимо всё, что ни есть на земле… и дают ей дорогу другие народы и государства.
Слайд 25

« Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно».

« Велико терпение обездоленных людей, но не беспредельно».

Слайд 26

Какова роль лирических отступлений? В них выражены глубоко личные размышления и

Какова роль лирических отступлений?

В них выражены глубоко личные размышления и

переживания Гоголя.

Они служат своеобразным комментарием и создают определенное настроение.

Иногда они как бы замедляют ход повествования в интересных местах, что помогает держать читателя в напряжении.

все лирические отступления развивают эту тему России.

служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси