- Главная
- Литература
- Литературные группировки 1920-1930годов
Содержание
- 2. Литературная группировка – это сообщество литературных деятелей (писателей, литературных критиков), основанное на единообразном представлении о предназначении
- 3. После революционных событий 1917 года размежевание творческой интеллигенции дополнили и разность политических взглядов, и социальный статус
- 4. В 1920-е — 1930-е годы существовало много литературных объединений и групп. -РАПП -«Перевал» -«ЛЕФ» -«ЛЦК» -«Серапионовы
- 5. РАПП - Рабочая ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 первоначально как литературное объединение «Кузница», затем –
- 6. РАПП
- 7. Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов, Даты: Создана
- 8. Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином потоке» в литературе в группу пригласили участников из
- 9. ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА«ЛЕФ» «ЛЕФ» – «Левый фронт искусств» Состав: Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский и Брик,
- 10. Даты: ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году
- 12. Состав: Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.
- 13. Суть: Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами
- 15. Состав: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников, Евгений
- 18. Скачать презентацию
Литературная группировка – это сообщество литературных деятелей (писателей, литературных критиков), основанное
1920—1930-е годы стали первыми десятилетиями новой эпохи. Это было время самоопределения, сложного выбора путей строительства нового государства. Его можно назвать временем движения вперёд и роковых ошибок, надежд и глубоких разочарований. В литературе того периода наблюдались процессы противоречивые и, на первый взгляд, взаимоисключающие. Искусство Серебряного века продемонстрировало поиски новых тем, героев, форм, способов и средств художественной выразительности. Многовекторность исканий свидетельствовала о том, что для художников слова были тесны рамки реалистического искусства, они стремились расширить творческое пространство, обогатить его новыми красками, звучанием.
ЛИТЕРАТУРА 1920-х — 1930-х годов
После революционных событий 1917 года размежевание творческой интеллигенции дополнили и разность
После революционных событий 1917 года размежевание творческой интеллигенции дополнили и разность
ЛИТЕРАТУРА 1920-х — 1930-х годов
В 1920-е — 1930-е годы существовало много литературных объединений и групп.
-РАПП
-«Перевал»
-«ЛЕФ»
-«ЛЦК»
-«Серапионовы
В 1920-е — 1930-е годы существовало много литературных объединений и групп.
-РАПП
-«Перевал»
-«ЛЕФ»
-«ЛЦК»
-«Серапионовы
-ОБЭРИУ
-Новокрестьянская поэзия
-Скифы
-Имажинизм
-«Кузница»
РАПП - Рабочая ассоциация пролетарских писателей.
Возникла в 1920 первоначально как литературное
РАПП - Рабочая ассоциация пролетарских писателей.
Возникла в 1920 первоначально как литературное
Активные представители: Дмитрий Фурманов (1891 – 1926), Владимир Киршон (1902 – 1938), Семён Родов (1893 – ?), Герман Лелевич (1901 – 1945; настоящие имя и фамилия Лабори Калмансон), Леопольд Авербах, позже – Александр Фадеев (1901 – 1956). РАППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время. Писатель, по их мнению, должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и другие. Издавали журнал «На посту» («На литературном посту»).
РАПП
РАПП
РАПП
Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил
Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил
Даты: Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.
Печать: журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы».
«Перевал»
Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином потоке» в литературе
Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином потоке» в литературе
-«искренности творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине)
-«моцартианства», под которым подразумевалось творчество по вдохновению, по наитию
-«нового гуманизма»
«Перевал» признавал роль «социального заказа», выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению».
Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.
Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия – познаваемо, а перевальцы утверждали роль бессознательного. Некоторые ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс бессознателен, то он неконтролируем.
Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он был носителем психологии.
В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля перевальцев.
ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА«ЛЕФ»
«ЛЕФ» – «Левый фронт искусств»
Состав: Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский
ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА«ЛЕФ»
«ЛЕФ» – «Левый фронт искусств»
Состав: Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский
Даты: ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг
Даты: ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг
Печать: журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта».
Суть: непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства:
- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);
- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);
- принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее).
ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом.
Формальные вещи: у Маяковского после 1923 года – графический принцип оформления стиха («лесенка», о ней в статье «Как делать стихи») и переход к тоническому стихосложению (совпадает только количество ударных слогов).
ЛЕФ
Состав: Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный
Состав: Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный
Даты: с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.
Печать: альманах «Серапионовы братья»
Серапионовы братья
Суть: Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем
Суть: Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем
Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность. Так, у Всеволода Иванова – повесть «Бронепоезд 14-69», у Николая Тихонова – «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» - классика революционной поэзии.
Раскололись на «западное крыло» (Лунц, Каверин, Слонимский) и «восточное крыло» (Зощенко, Вс. Иванов). Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал.
Этими противоречиями был очень недоволен Зощенко, который заявил, что все «Серапионовы братья» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам».
В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Серапионовы братья
Состав: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев.
Состав: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев.
Даты: С 1928 года. В 1925 году – «чинари», потом «Левый фланг», потом «Академия левых классиков», потом ОБЭРИУ. В 1931 году театрализованные представления и чтения пришлось прекратить. Введенский, Хармс и Бахтерев были арестованы по политическому делу и сосланы. До этого – Введенский и Хармс успели побыть детскими писателями. Вагинов в эстетическом плане был далек от Введенского и Хармса. Олейников официально не состоял в группе. Заболоцкий пошел по пути советского поэта, стал писать натурфилософские стихи.
Печать: Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.
Суть: Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых (гротеск, алогизм, поэтика абсурда). Но творчество обэриутов вовсе не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира
ОБЭРИУ