Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) Макар Чудра. Романтизм. Литературные герои

Содержание

Слайд 2

Романтик В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик.

Романтик

В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм

предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.
Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.
Слайд 3

Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра предстает

Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра»

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем

именно в романтическом пейзаже: его окружает "мгла осенней ночи", которая "вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море".
 Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.
Слайд 4

Герои рассказа. Макар Чудра Главный герой — старый цыган Макар Чудра.

Герои рассказа. Макар Чудра

Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него

самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы.
Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.
Слайд 5

Радда Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях. Много сердец разбила

Радда

Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях.
Много сердец разбила Радда. Один

магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде
«Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Представление о красоте и свободолюбивом характере цыганки складывается под впечатлением этих сравнений.
Красота Радды сравнима с игрой на скрипке: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Слайд 6

Лойко Зобар В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей,

Лойко Зобар

В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей, по

цыганским меркам - это не воровство, а смелость, храбрость и удаль.
Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными людьми.
Слайд 7

Лойко Зобар и Радда Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар

Лойко Зобар и Радда

Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и

Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.
Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Слайд 8

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что

автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду.
Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.
Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим.
Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Слайд 9

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом

пейзажных зарисовок.
Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”.
Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.
Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже конфликт начинается с песни.
Слайд 10

” Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в

” Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в

свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. “Одна Радда там живет”. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко. Макару показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар.

Развязка