Слайд 6
Конфликт в пьесе
Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены
социальные полюса: на одном содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы наблюдаем лишь результаты внесценических конфликтов.
В пьесе есть и традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, также большое имеет философский конфликт правды и сострадания. Первое представлено в виде Сатина. Это неоднозначный герой, так как все его высказывания противоречат поведению. Сатинский монолог – это отражение мыслей самого Горького. По мнению писателя, жизнь можно изменить только тогда, когда знаешь всю правду. Сострадание же представлено Лукой, одним из главных героев произведения. Он жалеет Анну, Пепла и Актёра. Лука даёт им мнимую надежду на лучшую жизнь. Но всё его милосердное участие не приводит ни к чему: Актёр заканчивает жизнь самоубийством, Пепел отправляется в тюрьму, а Анна умирает. Ложь лишь облегчила им восприятие этих фактов.