Максим Максимыч

Содержание

Слайд 2

Григорий Александрович Печорин «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю

Григорий Александрович Печорин

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя

невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал своего назначения…»

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 3

Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо.

Печорин – единственный главный герой. Его одиночество в романе принципиально значимо.

Это история одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

«Герой нашего времени» – это «история души человеческой».

Слайд 4

Проблематика. Мотивы. Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний

Проблематика. Мотивы.

Роман «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым в последний период

жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:
мотив свободы и воли;
мотив одиночества;
мотив трагизма любви и дружбы;
мотив трагедии поколения;
мотив высокого назначения писателя, поэта.

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 5

Проблематика. Мотивы. Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и

Проблематика. Мотивы.

Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения

своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости.

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 6

Герой Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берёт решение

Герой

Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берёт решение каждого

случая в свои руки, испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени.

www.themegallery.com

Company Logo

В.Г. Белинский сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, - в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, - но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них».
Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости – это ли не признак истинного героя?

Слайд 7

«БЭЛА» Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста

«БЭЛА»

Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима

Максимыча?
Каково социальное положение Печорина и его прошлое в понимании Максима Максимыча?
В чем видит Максим Максимыч странность характера Печорина?
За что Максим Максимыч резко осуждает Печорина?
Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. Объясните их .
Найдите противоречия в портрете Печорина.
Чем вы объясните уменьшительно –ласкательные суффиксы в словах Максима Максимыча?
Любит ли Печорин Бэлу?
Как он добивается ее любви?
Почему Бэла сдалась?
Победил ли Печорин?
Нравится ли вам Печорин?
Слайд 8

«Бэла» Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает

«Бэла»
Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою

историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

Сюжет

Слайд 9

Повесть «Бэла»

Повесть «Бэла»

Слайд 10

Бэла в крепости

Бэла в крепости

Слайд 11

Сцена похищения Бэлы В.Г. Бехтерев, 1936 г. М. Зичи, 1881 г. И.Е. Репин, 1887 г.

Сцена похищения Бэлы

В.Г. Бехтерев, 1936 г.

М. Зичи, 1881 г.

И.Е.

Репин, 1887 г.
Слайд 12

Романтизм в повести Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж

Романтизм в повести

Действие происходит на Кавказе. Лермонтов создает романтический пейзаж (неприступные

скалы, желтые обрывы, золотая бахрома снегов - экзотика). Но под внешней «романтикой» -реалистическое содержание.
Описание горцев тоже романтично(сильные характеры, гордые натуры – исключительные личности) . Лермонтов использует очень популярный в то время сюжет - роман с черкешенкой - усугубляя трагические обстоятельства: гибнет вся семья Бэлы.

Company Logo

Слайд 13

Бэла и Печорин Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а

Бэла и Печорин

Любовь к Бэле для Печорина не каприз, а попытка

вернуться в мир искренних чувств. Он пробует разные методы завоевать ее сердце: от подарков до жалости. Печорин принес трагедию Бэле, но и возвысил ее. Она смогла войти в мир людей другой культуры, испытала любовь.

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 14

Бэла и Печорин «он часто грезился ей во сне… и ни

Бэла и Печорин

«он часто грезился ей во сне…
и ни один мужчина

никогда не
производил на нее такого
впечатления…»

Полюбить не может, так как
Печорин - иноверец

Страдает от противоречия

НО

«…наряжал ее , как куколку,
холил и лелеял…»
«…я ее еще люблю… я за нее
жизнь отдам…»

«Я опять ошибся: любовь дикарки
немногим лучше любви знатной
барыни; невежество и простосерде-
чие одной так же надоедают, как и
кокетство другой…»

НО

Попытка приблизиться к чело-
веку другой веры
заканчивается
трагически

Слайд 15

«Странный был малый»… противоречия характера Печорина: «да» и «но») Печорин прислан

«Странный был малый»… противоречия характера Печорина: «да» и «но»)

Печорин прислан в

крепость «по казенной надобности», т. е. по чужой воле
Печорин дворянин, аристократ, богатый человек
Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, сделал это чужими руками
Бэла стала жертвой эгоизма Печорина, так как его жизненный принцип : «Я хочу»
Жестоко то, что Печорин вырвал Бэлу из ее круга, разрушил гармонию ее жизни.

Все действия Печорин совершает по своей воле, по личной надобности
Печорин не ценит своего положения, шпага как символ чести для него ничего не значит
Печорин глубоко переживает содеянное, он несчастен, так как он –причина трагедии
Делая жертвами других людей, Печорин и себя не щадит
Печорин дает Бэле и вариант выбора, желая для нее«свободного поступка»

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 16

«Странный вы человек… Кто разгадает вас?» Суть характера Печорина – противоречие

«Странный вы человек… Кто разгадает вас?»

Суть характера Печорина – противоречие
Причина его рефлексии

–спор с судьбой. В «Фаталисте» Печорин прямо говорит: «Я решил испытать судьбу»
Вызов судьбы есть и в «Бэле»

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 17

«Не судьба?» www.themegallery.com Company Logo 1.Композиционное обрамление повести – песенка Бэлы

«Не судьба?»

www.themegallery.com

Company Logo

1.Композиционное
обрамление повести –
песенка Бэлы на свадьбе:
«..хорош русский

офицер,.. только не расти, не цвести ему в нашем саду»…

2. С этого момента
начинается спор с
судьбой:
« Нет, расти, нет,
цвести!»

3. Финал. Бэла убита.
Печорин смеется:
он снова (в который раз)
проиграл судьбе!
«Не цвести» –так и есть!

Слайд 18

О роли героев повести В повести организующую роль играет рассказчик. Перед

О роли героев повести

В повести организующую роль играет рассказчик. Перед нами

– «восточная повесть», изложенная в форме путевых заметок. Путевые заметки предполагают описание событий, произошедших с автором во время «пути», какого –то путешествия. Перед нами -странствующий офицер. который излагает читателям историю, о Печорине, услышанную от Максим Максимыча.


Лермонтов

Повествователь

Максим Максимыч

Печорин

Слайд 19

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но

для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.
Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Максим Максимыч»»

Слайд 20

Мы встретились… Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер»? Изменилось ли

Мы встретились…

Как встретились Максим Максимыч и «странствующий офицер»?
Изменилось ли отношение

рассказчика к Максиму Максимычу? Почему?
Как отнесся Максим Максимыч к известию о приезде Печорина?
Слайд 21

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне

- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?..

Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..
Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.
А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...
Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

Последняя встреча героев

Слайд 22

Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки

Жесток ли Печорин во время встречи с Максим Максимычем? Прокомментируйте ремарки

автора в диалоге Печорина с Максим Максимычем:
Ах, точно! –быстро ответил он, мне вчера говорили,..
Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой протянул ему руку,..
Скучал! –сказал Печорин, улыбаясь.
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся
Да, помню! –сказал он, почти тотчас же принужденно зевнув.
Благодарю, что не забыли, -прибавил он, взяв его за руку.
Ну полно! –сказал Печорин, обняв его по-дружески
Что хотите! –отвечал Печорин. –Прощайте...

www.themegallery.com

Подумай!

Слайд 23

Повесть «Максим Максимыч» ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все

Повесть «Максим Максимыч»

ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ

Печорин

Максим Максимыч
Все прошедшее
мучительно
Не может и не

хочет
вспоминать спокойно,
особенно историю с Бэлой
Боль в душе – не может
простить историю с Бэлой
(ее гибель)
Все прошедшее мило
Общие воспоминания –
основа для беседы, которую
ждет с нетерпением
Воспоминания о прошлом
придают некую
значительность
Слайд 24

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес

по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

<…> сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах <…> Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. <…> Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.

Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко...

Максим Максимыч

Слайд 25

«Да и об чем было нам говорить?» / «Максим Максимыч»/ Почему

«Да и об чем было нам говорить?» / «Максим Максимыч»/

Почему повесть называется

«Максим Максимыч», а не «Печорин»?

www.themegallery.com

Company Logo

Слайд 26

Подумай! Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю.

Подумай!

Печорин ищет смерти. Не дорожит своей жизнью. Он на краю. С

Максим Максимычем они разные, идут по разным дорогам. Максим Максимыч этого не понимает,он видит поступки и не понимает их мотивов ,а ведь понять означает простить.

Почему расстроен Максим Максимыч?
Почему сухо простились Максим Максимыч и повествователь ?
Что нового мы увидели в Печорине?
А как автор относится к Печорину?