М.Ю.Лермонтов Кавказ. Страницы жизни

Содержание

Слайд 2

Кавказ в жизни Лермонтова Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь,

Кавказ в жизни Лермонтова


Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь,

до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передаст в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке "М.Л. 1825 год. 13 июня. На Горячих водах". Горы на рисунке по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, что именно у одной из этих гор встретит свой последний час поэт.

Слайд 3

Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево,

Пейзаж окрестностей Пятигорска: "Бештау около Железноводска". На них изображён посёлок Иноземцево,

что в нескольких километрах от Пятигорска. Это бывшее селение Шотландка - немецкая колония Каррас, как чаще её называли в то время.

Эльбрус.

Слайд 4

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой Нападение. Сцена из кавказской жизни

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Нападение. Сцена из кавказской жизни


Слайд 5

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили

меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. … и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка…всё, всё в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребёнка. И люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит…

Одна из лучших живописных работ Лермонтова "Крестовая гора" написана под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года.

Слайд 6

Поэма «Мцыри» историческая основа: присоединение Грузии к России по просьбе грузинского

Поэма «Мцыри»

историческая основа: присоединение Грузии к России по просьбе грузинского

царя Георгия 12 и последовавшая за этим Кавказская война.
романтическая поэма, созданная в 1838-1839 годах, за 2 года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.
основная мысль этой поэмы- мысль о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью.

поэма

романтизм

Слайд 7

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты: наличие развёрнутого

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра. Основные черты: наличие

развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя.
Лиро-эпические жанры- объективное изображение мира, присутствует сюжет, но есть и лирический герой
Лирический герой- это образ того героя, переживания,
мысли и чувства которого отражены в нём. Не путать с автором!!!
Слайд 8

Романтизм В центре – личность. Основной конфликт-конфликт между личностью и обществом.

Романтизм

В центре – личность.
Основной конфликт-конфликт между личностью и обществом.

Романтический герой – герой с сильным характером, на голову выше окружающих, несовместим с обыденным миром.
Любимая романтическая среда – история и экзотика (события разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге).
Большое внимание к природе, типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения : с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой – он часто вынужден вступать с ней в борьбу.
Слайд 9

Домашнее задание цитатный план поэмы определить стихотворный размер и рифму выпишите рассказчиков глав

Домашнее задание

цитатный план поэмы
определить стихотворный размер и рифму
выпишите

рассказчиков глав
Слайд 10

Мцыри

Мцыри

Слайд 11

Цитатный план

Цитатный план

Слайд 12

Слайд 13

Эпитеты «пышные поля», « свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные

Эпитеты

«пышные поля», « свежею толпой», «груды тёмных скал», «объятья каменные

их», «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос» ….
Слайд 14

Сравнения Холмы, …. Как братья в пляске круговой… ….горные хребты, причудливые,

Сравнения

Холмы, …. Как братья в пляске круговой…
….горные хребты, причудливые,

как мечты.. Курилися, как алтари, их выси…
…В снегах, горящих, как алмаз…
Слайд 15

Аллитерация Вдали я видел сквозь туман В снегах, горящих, как алмаз,

Аллитерация

Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней…
Почти полное отсутствие (р)
Слайд 16

Исповедь

Исповедь

Слайд 17

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка. Закончить цитатный план. Исповедь – значение слова

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка. Закончить цитатный план.
Исповедь –

значение слова
Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Встреча с барсом

Встреча с барсом

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Выводы Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести

Выводы

Бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести

истинного себя. Он жалеет о том, что перед смертью вновь оказался в темнице, которая теперь, после глотка свободы, нестерпимо давит.
Сердце Мцыри жаждет испытать все чувства, какие жизнь дарит человеку, он стремится к свободе, протестует против физического и духовного рабства.
Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, т.к. она враждебна его мечтам, желаниям, стремлениям.
Слайд 26

Слайд 27

История создания. Место в произведении Центральным эпизодом поэмы, поражающим своей глубиной

История создания. Место в произведении

Центральным эпизодом поэмы, поражающим своей глубиной

и точностью описания, является битва Мцыри с барсом. На создание этого эпизода автора вдохновила старинная грузинская песня о схватке юноши-охотника с тигром.
Легенда об этой схватке своими корнями уходит в далекое грузинское средневековье, позже этот сюжет использовал Шота Руставели в одном из своих произведений. Однако не только фольклорные источники вдохновили Лермонтова на создание кавказских поэм. Прежде всего источником его поэтического вдохновения были непосредственные впечатления: Гуд-гора, Казбек, Дарьял, долина Арагвы…
Слайд 28

Средства выразительности Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные

Средства выразительности
Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные

глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности – «одним прыжком/ из чащи выскочил и лег,/ играя, навзничь на песок./ То был пустыни вечный гость/ могучий барс./ Сырую кость/ он грыз и весело визжал»
Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.
Слайд 29

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных

дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза.
И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.
Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.