Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя Ревизор

Слайд 2

«Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы

«Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы

после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом» (Письмо Шевыреву из Неаполя от 27 апреля 1847 года).
Слайд 3

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа

моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого точно нет у других писателей» («Из переписки с друзьями», XVIII, 3).
Слайд 4

Он точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие.

Он точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие.

Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад — тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана; а в самом деле он черт знает что. Пословица не бывает даром, а пословица говорит: хвалился черт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти. Пугать, надувать, приводить в уныние — это его дело».

«Вы эту скотину (черта), бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он щелкопер и весь состоит из надуванья

Слайд 5

Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.

Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней

он.
Слайд 6

Как характеризует Хлестакова его речь? В ней перепутаны разные стили: а)

Как характеризует Хлестакова его речь?
В ней перепутаны разные стили:
а) романтическая “светская” болтовня

(“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);
б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);
в) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал — куда уехал, неизвестно”).
Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
Слайд 7

Вранье Хлестакова Начальник отделения с ним на дружеской ноге. Его хотели

Вранье Хлестакова
Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
Его хотели сделать коллежским

асессором.
Сторож бежит за ним почистить сапоги.
С Пушкиным на дружеской ноге.
Много насочинял.
Дом у него первый в Петербурге.
Он бывает на великолепных балах.
Играет в вист с разными посланниками.
Живёт в бельэтаже.
Управлял департаментом.
Его сам государственный совет боится.
Его приняли за главнокомандующего.
Слайд 8

Гоголь, первый, увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное

Гоголь, первый, увидел черта без маски, увидел подлинное лицо его, страшное

не своей необычайностью, а обыкновенностью, пошлостью; первый понял, что лицо черта есть не далекое, чуждое, странное, фантастическое, а самое близкое, знакомое, реальное «человеческое, слишком человеческое» лицо, лицо толпы, лицо, «как у всех», почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, «как все».