Описание детства и периода становления личности в художественной литературе

Содержание

Слайд 2

Общество без детских популяций — умирающее общество. Один из признаков общества

Общество без детских популяций — умирающее общество. Один из признаков общества

— воспроизводство себя в новых поколениях. Д. Б. Эльконин

наука

основа научного понимания многих процессов, происходящих с человеком в детстве
работы отечественных исследователей:
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский,
И. С. Кон, Д. Б. Эльконин и др.
зарубежных ученых:
М. Мид, Ж. Пиаже и др.

период становления качеств мужского и женского характера

"перекресток" разнообразных влияний на ребенка: отца, матери, ближайшего окружения, природной и вещно-практической среды

время развития генеральных отношений личности к миру: познавательного, нравственного и эстетического

ребенок становится субъектом различных видов деятельности, субъектом самопознания

Слайд 3

Осени меня своим крылом, Город детства с тайнами неназванными, Счастлив я,

Осени меня своим крылом,
Город детства с тайнами неназванными,
Счастлив я, что и

в беде, и в праздновании
Был слугой твоим и королем.
Я старался сделать все, что мог,
Не просил судьбу ни разу: высвободи!
И скажу на самой смертной исповеди,
Если есть на свете детский Бог:
Всё я, Боже, получил сполна,
Где, в которой расписаться ведомости?
Об одном прошу, спаси от ненависти,
Мне не причитается она…
Из поэмы А.Галича «Кадиш», посвященной памяти великого польского писателя, врача и педагога Якова Гольдшмидта (Януша Корчака)
Кадиш — это еврейская поминальная молитва, которую произносит сын в память о покойном отце.
Слайд 4

Образ детства в художественной литературе "Детство. Отрочество. Юность. " Л.Н. Толстого,

Образ детства в художественной литературе

"Детство. Отрочество. Юность. " Л.Н. Толстого,
"Другие берега"

В. Набокова,
"Жизнь Арсеньева" И. А. Бунина,
"Повесть о сестре"
М. А. Осоргина,
"Заря" Б. Е. Зайцева,
"Я помню" Т. А. Луговской

художественно обобщенный образ детства в общем контексте жизни автора, героя

ситуации взросления

образы-символы детства (близкие люди, вещная среда, природа, занятия, игры, чтение, интересы)

события среды, события-поступки,
события-впечатления

Слайд 5

Описание детства в научно-педагогической литературе описываются возрастные циклы становления личности, дается

Описание детства

в научно-педагогической литературе

описываются возрастные циклы становления личности,
дается их

научная характеристика по основным направлениям развития
анализируются особенности социальной ситуации развития, его противоречия и движущие силы,
раскрываются типичные способы педагогического влияния.

в художественной литературе

"мир детства" в его фактичности, повседневности
эпизоды жизни героев художественной и автобиографической прозы позволяют
-"материализовать" многие из научных понятий,
-увидеть их в контексте жизненной судьбы, событий внешней и внутренней жизни, эпизодов, показывающих динамику развития и становления

Слайд 6

К. Д. Ушинский "Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1867)

К. Д. Ушинский "Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» (1867)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях ".

автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность. " (1857)
По мнению M. М. Бахтина, это произведение относится к редкому типу романа, дающего образ становящегося человека

Слайд 7

Детство в художественном описании Л.Толстой: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства..." В.Набоков:

Детство в художественном описании

Л.Толстой: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства..."

В.Набоков: "гармония моего

совершеннейшего, счастливейшего детства"

Б.Зайцев: "Женя не мог сказать, с какого времени начал себя помнить. Были ничтожные или непонятно-прелестные воспоминания, - игра, ласка, запах летнего сада; но это тонуло в тумане детства, легендарного существования, бросающего на целую жизнь свой свет"

ясность и простота детства связана с простотой и четкостью нравственных императивов, ясностью в оценке собственного поведения, с чистотой миропонимания, с ясностью своей возрастной роли

И.Бунин: "Всюду была своя прелесть!"

Слайд 8

Окликнет эхо давним прозвищем, И ляжет снег покровом пряничным, Когда я

Окликнет эхо давним прозвищем,
И ляжет снег покровом пряничным,
Когда я

снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запахнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким
И мир чудес открою заново.
Из поэмы А.Галича «Кадиш»
Слайд 9

феномен семьи в художественном описании противоречивые чувства, состояния, мотивы, способы поведения)

феномен семьи в художественном описании

противоречивые чувства, состояния, мотивы, способы поведения) и

осознаваемые героем внешние противоречия, противоречивость мира. Именно это их соединение и составляет сущность становления как изменения, преобразования личности, ее подъем;
возникновение мировоззренческого отношения к природе, времени, движению, физическому миру приходит как открытие;
типологические характеристики младших и старших подростков соотносятся с объективными критериями научного знания.
Это дает возможность создать сущностные характеристики подростка, его деятельности, общения, методов педагогического влияния, способов взаимодействия взрослых и подростков.
Слайд 10

повесть В. Ф. Тендрякова "Весенние перевертыши" (1973) художественно-педагогическое исследование процесса становления

повесть В. Ф. Тендрякова "Весенние перевертыши" (1973)

художественно-педагогическое исследование процесса становления подростка

в наиболее типичный для отрочества период – тринадцать лет.
противоречивость возрастного становления ребенка, когда постепенно происходит смена представлений, взглядов, способов поведения, характерных для беззаботного детства, в котором, конечно же, тоже были противоречия, только не столь острые, как в период взросления.
Слайд 11

"драма возраста" в отрочестве первая любовь «хочется пробежать скорее пустыню отрочества»

"драма возраста" в отрочестве
первая любовь

«хочется пробежать скорее пустыню отрочества»
Л.Н. Толстой

одиночество

утрата
самотождественности


разочарования

болезни и потери близких

столкновение с прозой жизни

Слайд 12

"Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что

"Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что

прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо - учиться на пятерки, хорошо - слушаться старших, хорошо - каждое утро делать зарядку…
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек - где уж! - однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен"

"вдруг"

Момент личностно-субъективного осознания утраты тождественности представлений о мире и о самом себе.
Это новое восприятие мира – результат развития (сталкиваются детскость и взрослость), результат рождения нового взгляда на мир, утратившего в глазах ребенка свою былую целостность и непротиворечивость.
Внутренние противоречия сопрягаются с противоречивостью окружающей ребенка действительности.
Это соединение и определяет момент взросления, новое качество бытия человека, хотя самим человеком это воспринимается как "вдруг, ни с того ни с сего".

Слайд 13

"Хлопнула где-то дверь, кто-то из людей вышел из своего дома. Скоро

"Хлопнула где-то дверь, кто-то из людей вышел из своего дома. Скоро

появится много прохожих. И улица снова изменится. Скоро, пройдет немного времени…
И Дюшка задохнулся - он понял! Он открыл! Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое и неслышимое, крадущее­ся мимо: "Пройдет немного времени…Время! Оно крадется.
Дюшка его увидел! Пусть не само, пусть его следы. Вчера на березе не было дымки, вчера еще не распустились почки - сегодня есть! Это след пробежавшего времени! (…)
Течет время, рождаются и умирают деревья, рождаются и умирают люди. Из глубокой древности, из безликих далей к этой вот минуте - течет, подхватывает Дюшку, несет его дальше, куда-то в щемящую бесконечность".

возрастное преображение личности –
ее переход в новое качество как субъекта познания, общения, самоизменения.

Слайд 14

"Стояли друг против друга – мерзнущий от ночной прохлады маленький страдающий

"Стояли друг против друга – мерзнущий от ночной прохлады маленький страдающий

человек и равнодушное мироздание, лицом к лицу - зреющий хрупкий разум и неисчерпаемая загадка бытия"
Слайд 15

научно-теоретическая педагогика познавательные процессы школьника (сущность, этапы, противоречия, мотивы, движение от

научно-теоретическая педагогика

познавательные процессы школьника (сущность, этапы, противоречия, мотивы, движение от незнания

к знанию и пр.)
абстрагирование от пространственно-временных характеристик процессов становления, от особенностей социокультурной среды, от принадлежности ребенка к определенному полу, от индивидуальных вариантов становления и развития.
Все это затрудняет ценностное осмысление и понимание педагогических процессов и явлений.

художественная литература

образ драматического познания, в котором соединяется все: радость, озарение, страдание, сомнение, удивление
возможный вариант становления, становления Дюшки Тягунова, а не подростка вообще, которого в природе не существует

"Прекрасный мир окружал Дюшку,
прекрасный и коварный,
любящий играть в перевертыши"

Слайд 16

образ героя как относительно целостный портрет подростка органично представлены все процессы,

образ героя как относительно целостный портрет подростка

органично представлены все процессы, характеризующие

взросление человека в отрочестве: изменения в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в поведении и общении, познании и самопознании.
окружающий мир и сам герой даны сквозь восприятие самого героя-подростка, через его поступки, отношения, оценки, суждения, настроения, состояния, диалоги, через фактичность, повседневность его бытия.
Герой повести предстает перед нами во всем многообразии своих жизненных ролей: как мальчик тринадцати лет, сверстник своих товарищей, сын, ученик, друг.
Это позволяет увидеть многообразие отношений, которые связывают его с людьми: родственные, дружеские, отношения к девочке, к более сильному и более слабому, чем он сам, ко взрослым. Многообразны и его отношения к миру: мировоззренческие, нравственные, эстетические, познавательные.

важные тенденции и противоречия возрастного становления и момент (скачок) этого становления, знаменующий переход к миру взрослых с ценностями, отличными от прежнего детского мира

Слайд 17

Почему повесть называется «Весенние перевертыши»?

Почему повесть называется
«Весенние перевертыши»?

Слайд 18

Художественная метафора "весенние перевертыши" очень точно обозначила смысл перемен, которые происходят

Художественная метафора "весенние перевертыши" очень точно обозначила смысл перемен, которые происходят

с героем: ему кажется, что мир играет с ним в перевертыши, но на самом деле герой становится иным, сохраняя прежнее состояние, и постепенно утрачивая его, и обретая новое.
Научное описание столь сложного явления, как возрастное становление личности, объясняется и описывается системой сложных абстрактно-теоретических понятий - и в этом его условность.
Условность же образа героя и всех происходящих с ним перемен, воплощенная в события жизни, в эпизоды, факты, отношения с людьми и миром, в описания внутренней жизни, дает возможность понять и уникальность, и всеобщность отроческого становления, наполняет ценностным смыслом все, что происходит с героем.
Слайд 19

"драма возраста" в отрочестве «Как много значит время на заре жизни!

"драма возраста" в отрочестве
«Как много значит время на заре жизни!

Сейчас годы ничего не меняют во мне, кроме физического самочувствия. А как поразительно много происходит в растущем человеческом существе за какие-нибудь полгода на пороге отрочества!» -
Ю. Нагибин
«Как трудно быть учителем!»

«хочется пробежать скорее пустыню отрочества»
Л.Н. Толстой

одиночество

утрата
самотождественности

разочарования

болезни и потери близких

столкновение с прозой жизни

Слайд 20

Джером Сэлинджер "Над пропастью во ржи" грубость цинизм клоунада описание поступков,

Джером Сэлинджер "Над пропастью во ржи"

грубость
цинизм
клоунада
описание поступков,
размышлений героя,

мягкость


искренность
целомудрие
картины, имеющих метафорический смысл, помогающие понять подчас неуловимые состояния души подростка

период становления

Слайд 21

"А я пока что подошел к окну, открыл его настежь и

"А я пока что подошел к окну, открыл его настежь и

слепил снежок. Снег очень хорошо лепился. Но я никуда не швырнул снежок, хоть и собрался его бросить. Сначала я хотел бросить в машину - она стояла через дорогу. Но потом передумал - машина вся была такая чистая, белая. Потом хотел залепить снежком в водокачку, но она тоже была чистая и белая. Так я снежок и не кинул»

"Можно было сто тысяч раз проходить, и всегда эскимос ловил рыбу и двух уже поймал, птицы всегда летели на юг, олени пили воду из ручья, и рога у них были все такие же красивые, а ноги такие же тоненькие, и эта ин­дианка с голой грудью всегда ткала тот же самый ковер.
Ничто не менялось. Менялся только ты сам. И не то что ты сразу становился много старше. Дело не в этом. Но ты менялся, и всё. То на тебе было новое пальто. То ты шел в паре с кем-нибудь другим, потому что прежний твой товарищ был болен скарлатиной. А то другая учительница вместо мисс Эглетингер приводила класс в музей. Или ты утром слыхал, как отец с матерью ссорились в ванной. А может быть, ты увидел на улице лужу, и по ней растекались радужные пятна от бензина.
Словом, ты уже чем-то стал не тот – я не умею как следует объяснить, чем именно. А может быть, и умею, но что-то не хочется»

Слайд 22

Переход во взрослое состояние драматичен: он сопровождается иногда отрицанием привычного образа

Переход во взрослое состояние драматичен: он сопровождается иногда отрицанием привычного образа

жизни, ценностей, принятых в окружающем мире:

«- С тобой случается, что вдруг все осточертевает? - спрашиваю. - Понимаешь, бывает с тобой так, что тебе кажется - все проваливается к чертям, если ты чего-нибудь не сделаешь, бывает тебе страшно? Скажи, ты любишь школу, вообще все?   -Нет, конечно, там скука смертная.
-Но ты ее н е н а в и д и ш ь или нет? Я знаю, что это скука смертная, но ты н е н а в и д и ш ь все это или нет?      - Как тебе сказать? Не то что ненавижу. Всегда как-то приходится...      - А я ненавижу. Господи, до чего я все это ненавижу. И не только школу. Все ненавижу»

Слайд 23

Джером Сэлинджер "Над пропастью во ржи" Понимаешь, я себе представил, как

Джером Сэлинджер "Над пропастью во ржи"

Понимаешь, я себе представил, как маленькие

ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему.
Наверно, я дурак.