Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

Содержание

Слайд 2

1987 ГОД - НАЧАЛО ПРОЦЕССА ВОЗВРАЩЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫМ МОТИВОМ ЧЕТЫРЕХ

1987 ГОД - НАЧАЛО ПРОЦЕССА ВОЗВРАЩЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ОСНОВНЫМ МОТИВОМ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

(1987 -1990) СТАНОВИТСЯ МОТИВ РЕАБИЛИТАЦИИ ИСТОРИИ И ЗАПРЕЩЕННОЙ («НЕПОДЦЕНЗУРНОЙ», «ИЗЪЯТОЙ» ) СЛОВЕСНОСТИ.

«СЕЙЧАС ИДЕТ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ ОБЛАДАЕТ НЕБЫВАЛОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬЮ: ПРОЦЕСС ВОЗВРАЩЕНИЯ. ТОЛПА ТЕНЕЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ, О КОТОРЫХ ШИРОКИЙ ЧИТАТЕЛЬ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛ, ХЛЫНУЛА НА СТРАНИЦЫ СОВЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ….ТЕНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ОТОВСЮДУ» - говорил литературовед Ефим Эткинд, выступая на Копенгагенской встрече деятелей искусства в 1988 году.

Слайд 3

1987-1988 ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДУХОВНЫХ ИЗГНАННИКОВ, ТЕХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ,

1987-1988 ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДУХОВНЫХ ИЗГНАННИКОВ, ТЕХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ,

КОТОРЫЕ НЕ ПОКИДАЛИ ПРЕДЕЛОВ СВОЕЙ СТРАНЫ.

Восстановлено в полном объеме творческое наследие Михаила Булгакова («Собачье сердце», «Багровый остров»), Андрея Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»), Бориса Пастернака («Доктор Живаго»), Анны Ахматовой («Реквием»), Осипа Мандельштама («Воронежские тетради»)

Слайд 4

1989-1990 ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Иосиф

1989-1990 ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ АКТИВНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Иосиф Бродский,

Владимир Набоков (1987)

Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Виктор Некрасов, Саша Соколов, Александр Солженицын.

Слайд 5

Василий Аксёнов Владимир Войнович Сергей Довлатов Саша Соколов

Василий Аксёнов

Владимир Войнович

Сергей Довлатов

Саша Соколов

Слайд 6

ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ СТАНОВИТСЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИИ

ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-Х ГОДОВ СТАНОВИТСЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИСТОРИИ

1988

г. – научная конференция «Актуальные вопросы исторической науки и литературы»

О проблеме правдивости истории и о роли литературы в уничтожении «белых исторических пятен».

Слайд 7

«НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» Опубликованные в 1987 году романы Анатолия Рыбакова «Дети

«НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА»

Опубликованные в 1987 году романы Анатолия Рыбакова «Дети

Арбата» и Владимира Дудинцева «Белые одежды», повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» стали общественными событиями этого года.
1988 год – общественно-политическим событием стала пьеса Михаила Шатрова «Дальше…дальше…дальше…»
Слайд 8

ПУБЛИКАЦИЯ РАССКАЗОВ ЭТИХ АВТОРОВ В 1987 ГОДУ ПРОШЛА НЕЗАМЕЧЕННОЙ, А СЕГОДНЯ

ПУБЛИКАЦИЯ РАССКАЗОВ ЭТИХ АВТОРОВ В 1987 ГОДУ ПРОШЛА НЕЗАМЕЧЕННОЙ, А СЕГОДНЯ

ОНИ ОПРЕДЕЛЯЮТ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

Татьяна Толстая

Людмила Петрушевская

Слайд 9

«СТРАНА ПРЕВРАТИЛАСЬ ВО ВСЕСОЮЗНУЮ ЧИТАЛЬНЮ…» (НАТАЛЬЯ ИВАНОВА) В ТЕЧЕНИЕ 4 ЛЕТ

«СТРАНА ПРЕВРАТИЛАСЬ ВО ВСЕСОЮЗНУЮ ЧИТАЛЬНЮ…» (НАТАЛЬЯ ИВАНОВА) В ТЕЧЕНИЕ 4 ЛЕТ РУССКИМ

ЧИТАТЕЛЕМ БЫЛ ОСВОЕН КОЛОССАЛЬНЫЙ МАССИВ РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНОГО И НЕДОСТУПНОГО КОРПУСА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВСЕ ГРАЖДАНЕ СТАЛИ ЧИТАТЕЛЯМИ. 1987-1990 ГГ. НАЗЫВАЮТ ГОДАМИ «ПИРШЕСТВА ЧТЕНИЯ» ПРОИЗОШЕЛ НЕСЛЫХАННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ РОСТ ТИРАЖЕЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЗДАНИЙ (ТИРАЖ Ж. «НОВЫЙ МИР» В 1990 Г. СОСТАВИЛ 2 710 000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ, В 1999 Г. – 15 000 ЭКЗ.). ТОРЖЕСТВУЕТ ГРАЖДАНСКАЯ («СУРОВАЯ») ЛИТЕРАТУРА.
Слайд 10

1990 ГОД – «ГОД СОЛЖЕНИЦЫНА» 1990 ГОД - ГОД ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ

1990 ГОД – «ГОД СОЛЖЕНИЦЫНА» 1990 ГОД - ГОД ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ

ВИКТОРА ЕРОФЕЕВА «ПОМИНКИ ПО СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»: ОБЪЯВИЛ КОНЕЦ «СОЛЖЕНИЗАЦИИ» РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ И НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕГО ПЕРИОДА В НОВЕЙШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ – ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО (1991-1994)
Слайд 11

Постмодернизм появился еще в середине 40-х годов, но был осознан как

Постмодернизм появился еще в середине 40-х годов, но был осознан как

феномен западной культуры , как явление в литературе , искусстве, философии лишь в начале 80-х. Применительно к литературе термин «постмодернизм» впервые употребил американский ученый Ихаб Хассан в 1971 году. (Родиной постмодернизма также считают США).
Для постмодернизма характерно осмысление мира как хаоса, мира как текста, осознание разорванности, фрагментарности бытия.
Один из главных принципов – интертекстуальность (соотнесенность текста с другими литературными источниками)
Читатель становится соавтором текста.
Литература рассматривается как интеллектуальная игра.
Постмодернистское повествование – это книга о литературе, книга о книгах.
В нашей стране получил широкое распространение в последней трети ХХ века. (произведения Андрея Битова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова, Татьяны Толстой, Иосифа Бродского).
Слайд 12

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА интертекстуальность пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

интертекстуальность
пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
многоуровневая организация текста
прием

игры, принцип читательского сотворчества
неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)
театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования», явление «авторской маски», «смерть автора».
Слайд 13

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ– ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЧЕРТ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, термин, введенный в

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ– ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЧЕРТ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, термин, введенный в 1967

теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Через призму интертекстуальности мир предстает как огром­ный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое воз­можно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации.
Слайд 14

ОСОЗНАННАЯ ЦИТАТНОСТЬ – ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЕМОВ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭТИКИ. Цитатность как

ОСОЗНАННАЯ ЦИТАТНОСТЬ – ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЕМОВ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПОЭТИКИ.

Цитатность как

метод базируется на главном принципе постмодернистской эстетики – переосмыслении. Постмодернисты пытаются переосмыслить старые догматы, наполнить старые непререкаемые истины новым содержанием, более соответствующим современной жизни, ведь «ни один из заимствованных каким-либо из направлений элементов культуры прошлого не мог полностью, в неизменном виде вписаться в систему ценностей эпохи, удаленной от времени его создания на десятки или даже сотни лет».
Слайд 15

С помощью интертекстуальности создается новая реальность и принципиально новый, «другой», язык

С помощью интертекстуальности создается новая реальность и принципиально новый, «другой», язык

культуры. Художественный текст становится качественно иным. Перед нами уже не произведение как нечто законченное, обладающее смысловым единством, целостное, принадлежащее определенному автору, а именно текст как динамичный процесс порождения смыслов, многолинейный и принципиально «вторичный», не имеющий автора в привычном для нас представлении.