Платон (Аристокл) 427-347 д.н.э. Афины

Содержание

Слайд 2

Диалектика Достижение истины через столкновение мнений Разумное постижение истинно-сущих родов бытия

Диалектика

Достижение истины через столкновение мнений
Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей

— совершеннейшее знание — Платон называет «диалектикой».
В целом в античности—искусство вести спор, в противоположность риторике и софистике.
Слайд 3

Основные работы: «Государство» «Законы» «Политик» «Критон»

Основные работы:

«Государство»
«Законы»
«Политик»
«Критон»

Слайд 4

Государство Заложило основы утопической традиции В отличие от большинства позднейших проектов—предполагало

Государство

Заложило основы утопической традиции
В отличие от большинства позднейших проектов—предполагало осуществление на

практике
Теория упадка нравов—главная тема античной полит мысли
Слайд 5

Утопия (место, которого нет. Ввел Т. Мор) Критика реальности Альтернативная конструкция

Утопия (место, которого нет. Ввел Т. Мор)

Критика реальности
Альтернативная конструкция государственного

устройства
Исключение социального зла
Своеобразная жестокость по отношению к человеку: ограничение и аскеза
Утопия не оторвана от действительности
Слайд 6

Проблема справедливости Справедливость частная: уважать родителей, друзей, чтить предков, соблюдать клятвы….:

Проблема справедливости

Справедливость частная: уважать родителей, друзей, чтить предков, соблюдать клятвы….: этика

полисной жизни V в.
Такая справедливость многообразна. У каждого из граждан свое достойное занятие, своя правда. Но отсутствует ЕДИНОДУШИЕ
Разноголосица ведет к раздору. Не одна, а много душ и каждая стремится к главенству, к узурпации общего достояния
Стремление к свободе подрывает основы государства.
Платон описывает демократию эпохи Перикла
Частное подменяет общее. Справедливым становится то, что угодно сильнейшему (338с)
Слайд 7

Демократия Перикла (443-429 днэ) Расцвет Афин Ликвидация последних институтов родовой знати

Демократия Перикла (443-429 днэ)

Расцвет Афин
Ликвидация последних институтов родовой знати
Выборные органы власти
Гражданское

достоинство и община равных
НО! Рост популизма, софистика.
Обогащение и имущественное расслоение
Рост охлоса
Излишки демократии и сутяжничество
Слайд 8

Возражения «Сократа» (338-354) Справедливо подчинятся закону. Т.е. произвол правителя ограничен Беззаконие-угроза

Возражения «Сократа» (338-354)

Справедливо подчинятся закону. Т.е. произвол правителя ограничен
Беззаконие-угроза для власти
Забота

о подданных-основа любой власти
Слайд 9

Идея справедливости Чтобы найти определение справедливости, необходимо искать применительно к бОльшему

Идея справедливости

Чтобы найти определение справедливости, необходимо искать применительно к бОльшему (город)

368е
Стремление облагодетельствовать не одно из сословий, но само государство
Слайд 10

Единодушие В античности—олицетворяет государственную справедливость. К единодушию стремятся все законы Единодушие—величайшее

Единодушие

В античности—олицетворяет государственную справедливость.
К единодушию стремятся все законы
Единодушие—величайшее благо для государства
Отсутствие

единодушия ведет к разногласиям, раздору и гибели полиса
Полис—единый организм, коллективное выше индивидуального
Отсутствует тоталитарный опыт
Слайд 11

Государство (369-375) Город—система связей между людьми, вырастающая из потребностей человека (люди

Государство (369-375)

Город—система связей между людьми, вырастающая из потребностей человека (люди собираются

вместе, чтобы оказывать друг другу помощь)
Разделение труда приводит к системе сословий: земледельцы, ремесленники, купцы, стражи (воины и правители)
Рост города приводит к захватническим войнам, а они—к стяжательству (372)
Слайд 12

Принцип подобия человека и общества

Принцип подобия человека и общества

Слайд 13

Формы правления Аристократия (427) Тимократия Олигархия (551) Демократия (557с,560е, 561) Тирания

Формы правления

Аристократия (427)
Тимократия
Олигархия (551)
Демократия (557с,560е, 561)
Тирания (566а)
Четыре последние формы несовершенны, лишены

единства
Все политические формы деградируют в результате «порчи» поколений. Упадок гражданских нравов ведет к раздорам. (546)
Слайд 14

Идеальное государство Если реальные формы правления нестабильны, следует реконструировать идеал, воссоздав

Идеальное государство

Если реальные формы правления нестабильны, следует реконструировать идеал, воссоздав гармонию
Платон

стремится к автаркии (самодостаточности) полиса
Обозримость
Замкнутый характер
Этническая однородность
Распределение обязанностей между сословиями (433а)
Простота 422а-423
Порядок
Строгость
Отсутствие нововведений
Идеологические манипуляции 414d, 389bc
Слайд 15

Сословие ремесленников, земледельцев, купцов-кормильцы (медь) Сословие стражей (серебро) 416,457 Философы-правители (золото)412d

Сословие ремесленников, земледельцев, купцов-кормильцы (медь)
Сословие стражей (серебро) 416,457
Философы-правители (золото)412d
Все занимаются СВОИМ

делом, т.е. закрытые сословия 434bc
Слайд 16

Образование Род занятий зависит от склонностей, проявляемых с детства—селекция 427-433 Привязанность

Образование

Род занятий зависит от склонностей, проявляемых с детства—селекция 427-433
Привязанность к сословиям

не наследственная 423d
Мифотворчество
Слайд 17

Автаркия Самодостаточность, способность к блаженству как следствие отсутствия желаний. Введен Фукидидом

Автаркия

Самодостаточность, способность к блаженству как следствие отсутствия желаний.
Введен Фукидидом в

значении политической и экономической независимости государства
По Платону (Tim. 68 E), демиург создал космос в виде ни в чем не нуждающегося «самодовлеющего и совершеннейшего бога».
Аристотель: автаркия—свойство наиболее совершенных государств, результат подобающей деятельности всех граждан.