Поэма А. А. Блока Двенадцать

Содержание

Слайд 2

«Двенадцать» – вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось

«Двенадцать» – вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось

в области поэзии за революцию.
С.Н. Булгаков
Слайд 3

В XX веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена


В XX веке Россия прошла через множество испытаний: государственные перевороты, смена

режима власти, революция за революцией… Неспокойное время диктовало свои условия и требовало изменений в общественной и политической жизни. За решение многих насущных бралась "властительница дум" – литература.
Талантливые поэты XX века относились к революции по-разному. Одни не принимали ее и покидали родные края, а другие оставались и жаждали перемен к лучшему.
Александр Блок уверял, что необходимо слушать революцию всем сердцем и сознанием, для него она – "музыка, которую имеющий уши должен услышать".

Эпоха А.А. Блока

Слайд 4

История создания поэмы "Двенадцать" Произведение написано после февральской и октябрьской революций

История создания поэмы "Двенадцать"

Произведение написано после февральской и октябрьской революций

в 1918 г. Поэма складывалась у поэта очень быстро: он создавал ее, находясь в предвкушении перемен. Сначала он написал отдельные строфы, а потом собрал их в единую композицию. Любопытно, что поэма выросла всего с нескольких слов ("уж я ножичком полосну, полосну"), за которыми мгновенно появились 8 строф.
Стояли вьюжные январские дни, и это настроение поэт пронес через все свое произведение. Поэма Блока могла и не сохраниться до наших дней, т.к. автор в предсмертном бреду потребовал, чтобы жена Любовь Менделеевна сожгла ее, но она этого не сделала. А.А.Блок стал врагом народа и поэтов, за что Николай Гумилев вынес ему приговор: служба Антихристу, вторичное распятие Христа и расстрел государя.
Слайд 5

«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок

«Двенадцать» - эпическая
поэма, как будто составленная
из отдельных зарисовок,
картинок

с натуры, быстро
сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность
сюжета, выразительность
эпизодов, из которых
складывается поэма, передают
неразбериху, которая царила и на лицах, и в умах.
Слайд 6

Композиция симметрии: 12-я глава отражается в 1-й, 11-я - во 2-й и так далее…

Композиция симметрии:
12-я глава отражается в 1-й, 11-я - во 2-й и

так далее…
Слайд 7

1-я глава 12-я глава ветер «чёрный – белый» снег флаг никого,

1-я глава

12-я глава

ветер

«чёрный – белый»

снег

флаг

никого, есть только

голодный пёс

плакат

сначала людно, потом остаётся один бродяга

«красный – белый»

символ любви

символ злобы

Образы

Цвет

Основной мотив

Слайд 8

3-я глава 10-я глава Музыка Движение Основной мотив Голоса «Общее звено»

3-я глава

10-я глава

Музыка

Движение

Основной мотив

Голоса

«Общее звено»

одинаковый ритм

действие происходит «внутри

отряда»

мотив крови

«Господи, благослови»

«От чего тебя упас //
Золотой иконостас».

«Разрыв» двустишья: «Мировой пожар
в крови // Из-за Катькиной любви».

Слайд 9

2-я глава 11-я глава незримый враг незримый враг Ритм марша Ритм

2-я глава

11-я глава

незримый враг

незримый враг

Ритм марша

Ритм марша

«свобода без

креста»

«без имени святого»

Различия

патруль делает
круговой обход

все двенадцать идут
«вдаль»

Образы

Музыка

Основной мотив

Слайд 10

Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка

Система образов

Экспозиция

Старый мир

Катька

Писатель

Поп

Паршивый пёс

Старушка

Барыня в
каракуле

Новый мир

Будущее?

Иисус Христос

12, идущие


«державным шагом»
Слайд 11

Символы и образы поэмы "Двенадцать" Цифра 12 является олицетворением космического порядка

Символы и образы поэмы "Двенадцать"

Цифра 12 является олицетворением космического порядка и

встречается в европейской, китайской, ведической и языческой культурах. 12 – это количество апостолов Иисуса, 12 плодов духа, 12 колен Израилевых; в основании Святого Града лежало 12 врат и камней, что тоже очень символично. По 12 часов длятся день и ночь, 12 месяцев в году. В Древней Греции и Риме именно такое количество основных богов восседало на Олимпе. 12 – цифра поистине необычная и загадочная, но сам Блок предупреждал, что поэма очень символична, и любой символ и намек можно трактовать по-разному. Возможно, смысл этого числа в поэме очень реалистичен, поскольку в момент революции красногвардейские патрули действительно насчитывали по 12 человек.
Слайд 12

Образы – символы поэмы Ветер, вьюга, снег – стихия постоянные блоковские

Образы – символы поэмы

Ветер, вьюга, снег – стихия
постоянные блоковские мотивы.

Символика: цвета: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг;
Старый мир - «пес безродный» б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»);;
Новый мир – число «двенадцать»;
Образ Христа - залог будущего
света, символ лучшего,
справедливости, любви,
знак веры..
Слайд 13

Язык поэмы "Двенадцать" У самого яркого символиста XX века - Александра

Язык поэмы "Двенадцать"

У самого яркого символиста XX века - Александра

Блока - наступил переломный момент в творчестве.
Блок писал поэму в порыве ожиданий, страстей и собирал городской фольклор, не оставляя без внимания даже просторечья и бранную лексику. Фраза "Шоколад Миньон жрала" принадлежит Любови Менделеевой. Катя у Блока - "толстоморденькая", фонарь – "елекстрический", юнкеры – "юнкерье", а Русь – "толстозадая". Автор великолепно передал колорит уличной жизни. В поэме "Двенадцать" можно выявить и крылатые фразы. Строфа "...Ветер, ветер – на всем божьем свете!" вскоре стала пословицей.
Слайд 14

Характеристика двенадцати 2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз),

Характеристика двенадцати

2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие

религии; ими движет желание найти врага
3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель.
11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом.
12 глава – «идут державным шагом»
Слайд 15

II.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр. III. Идея: два начала в революции:

II.Жанр:
поэма - лиро-эпический жанр.

III. Идея:
два начала в революции: разрушение

старого и созидание нового.

IV. Проблема:
Время – человек – история
Свобода
Будущее России

I.Тема:
тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей.

Слайд 16

Двоемирие поэмы "Двенадцать" Два мира в произведении: противостояние былого и нового

Двоемирие поэмы "Двенадцать"

Два мира в произведении: противостояние былого и нового

времени – главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти. Старому миру с его устоями не суждено было долго существовать – ради перемен общество готово приносить жертвы. Поэма начинается с метели, которая и является образом переворота. "Ветер, ветер – на всем божьем свете!" - против этого ветра перемен, который будто охватил не только Россию, а весь мир, не каждый может устоять. Двенадцать красноармейцев идут сквозь метель, не боясь ничего.
Старый мир бессилен перед грядущим новым, а предвестники революции - такие же неуправляемые и неудержимые.
Слайд 17

Образ Христа в поэме "Двенадцать" Появление Христа в финале – явление

Образ Христа в поэме "Двенадцать"

Появление Христа в финале – явление

неожиданное, поскольку в Святую Русь уже пальнули несколько раз и сняли крест. Существеут несколько догадок образа Христа:
1 – Иисус возглавляет отряд красногвардейцев и ведет их в новый мир – преступники стали святыми.
2 – 12 - это и есть апостолы, шествующие революционным шагом под предводительством Петра.
3 – Михаил Волошин уверяет, что образ Христа в поэме "Двенадцать" не спасает отряд, а, напротив, пытается сам от него скрыться.
4 – Павел Флоренский обратил внимание на изменения в имени Иисус - у Блока он "Исус". Отряд возглавляет антихрист, который также всемогущ, неуязвим "и за вьюгой невидим".
Слайд 18

Слайд 19

РИТМ ЦВЕТ-СИМВОЛ ОБРАЗ-СИМВОЛ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МАРШ ЧАСТУШКА ГОРОДСКОЙ РОМАНС ЧЁРНЫЙ БЕЛЫЙ КРАСНЫЙ

РИТМ

ЦВЕТ-СИМВОЛ

ОБРАЗ-СИМВОЛ

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
МАРШ

ЧАСТУШКА

ГОРОДСКОЙ
РОМАНС

ЧЁРНЫЙ

БЕЛЫЙ

КРАСНЫЙ

ПАРШИВЫЙ
ПЁС

ВЕТЕР
ПУРГА
МЕТЕЛЬ

ИИСУС
ХРИСТОС