Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо?

Содержание

Слайд 2

ПОЭМА - Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

ПОЭМА -

Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.


Слайд 3

ЭПОПЕЯ - Крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях

ЭПОПЕЯ -

Крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях

Слайд 4

КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏ «Поп» -

КОМПОЗИЦИЯ«календарная»

«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏
«Поп» - «А время

уж нераннее,подходит месяц май»
«Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)‏
«Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)‏
Слайд 5

«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень)‏ «Крестьянка» -

«Пир на весь мир» - сенокос
кончается (ранняя осень)‏
«Крестьянка» - (жатва)


Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время
Слайд 6

Художественное пространство Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Названия губерний, уездов,волостей,

Художественное пространство

Подтянутая губерния
Терпигорев уезд
Пустопорожняя волость

Названия губерний, уездов,волостей,
деревень говорят о

бедственном положении
народа:Заплатово, Дырявино…
Слайд 7

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка село Кузьминское «Сельская ярмонка»

Заплатово
Разутово
Горелово

Дырявино
Знобишино
Неелово
Неурожайка

село Кузьминское
«Сельская ярмонка»

Вахлаки
«Последыш»

Наготино

Клин
«Крестьянка»

«Пир на весь
мир»

Маршрут путешествия

Столбовая дорога

Слайд 8

Пролог В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай,

Пролог

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой

дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 9

Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому!

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому!

-
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, Вольготно на Руси»?

Слайд 10

За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст.

За спором мужики не замечают, что дали крюк в
тридцать вёрст.

Домой возвращаться поздно,
мужики разводят костёр и за водкой продолжают
спор, который перерастает в драку. Но и драка не
помогает разрешить волнующий вопрос.
Слайд 11

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Пусти

Решение находится неожиданно: один из мужиков,
Пахом, ловит птенца пеночки.
Пусти на волю

птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой.
Чтобы освободить птенчика,пеночка рассказывает
мужикам, где найти скатерть-самобранку.
Слайд 12

Счастливые 1.Помещик 2.Чиновник 3.Поп 4.Купец 5.Вельможа 6.Министр 7.Царь

Счастливые

1.Помещик
2.Чиновник
3.Поп
4.Купец
5.Вельможа
6.Министр
7.Царь

Слайд 13

Глава «Поп» Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам

Глава «Поп»

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам

поп считает себя несчастливым? Так ли это?
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян?
Слайд 14

Счастье - «покой, богатство, честь» 1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку»,

Счастье - «покой, богатство, честь»
1.Покой: «как достаётся грамота поповскому
сынку»,
«болящий,

умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,
«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда
зовут!»
«Нет сердца, выносящего без некоего
трепета предсмертное хрипение,
надгробное рыдание, сиротскую
печаль»
Слайд 15

2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки

2.Почёт: «Кого вы называете породой
жеребячьею?»
«О ком слагаете вы сказки


балагурные, и песни непристойные,
и всякую хулу?»
«Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого -
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: «го-го-го»
Слайд 16

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за

Богатство: в прошлом, когда господа были
богаты и щедро платили за службу

во время
рождения, крестин, свадеб и похорон,
священникам жилось хорошо.
«Плодилися и множились
И нам давали жить...»
Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны:
«...мирские гривенки,
Да пироги по праздникам,
Да яйца о Святой»
С такого не разбогатеешь.
«...не брать, так нечем жить»
Слайд 17

Вывод, глава «Поп» Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный

Вывод, глава «Поп»

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это
неглупый, незлой, ответственный человек.
Труд

его нелёгок и беспокоен, а
вознаграждение бывает мизерным.
Возможно, в среде простого духовенства
было немало честных, добросовестных,
и образованных людей. Своим словом
они и просвещали, и лечили
Слайд 18

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? Каким

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
Каким вам

представляется Павлуша Веретенников?
Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Глава «Сельская ярмонка»

Слайд 19

В начале главы — весенний пейзаж, каким его видит крестьянин Это

В начале главы — весенний пейзаж, каким
его видит крестьянин

Это образ

земли, лишённой жизни, - «зелени ни
травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным,
«как мертвец без савана», «печальна и нага».
Пейзаж рождает ощущение крестьянской
обездоленности, горя.
Слайд 20

Богатство красок,жизнерадостность (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов,платья красные;косы с лентами)

Богатство красок,жизнерадостность
(пестро, красно кругом; рубахи всех
цветов,платья красные;косы с лентами)

Слайд 21

Художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко»,

Художественные детали (песня
хором грянула, согласная, складная, и
катится она «широко», «вольно»)

говорят
о талантливости, чуткости и душевной силе
народа.
Картина 5.Веселье переходит в ничем не
сдерживаемое пьянство
Вывод:Сознание народное сложное и
противоречивое. С одной стороны народ —
труженик,
талантливый,чуткий, умный.
С другой - невежественный, тёмный, смиренный,
Пьющий.
Слайд 22

Глава «Пьяная ночь» Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт,

Глава «Пьяная ночь»

Яким Нагой
В деревне Босове
Яким Нагой живёт,
Он до смерти

работает,
До полусмерти пьёт!
-так определяет себя сам персонаж.
В поэме ему доверено выступить в
защиту народа от имени народа.
Живёт — с сохою возится,
А смерть придёт Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...
...у глаз , у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле...
...шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо.
Слайд 23

Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями: Яким, старик

Биография Якима не совсем типична для
крестьянина, богата событиями:
Яким, старик убогонький,
Живал

когда-то в Питере,
Да угодил в тюрьму:
С купцом тягаться вздумалось!
Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину
И за соху взялся.
Во время пожара большей части своего добра,
поскольку первым делом бросился спасать
картиночки, которые купил для своего сына:
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Однако и в новом доме герой принимается
за старое: покупает новые картинки.
Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его
твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная
ночь» Яким Нагой произносит монолог. где
его убеждения сформулированы предельно
отчётливо: каторжный труд, результаты
которого достаются трём дольщикам(Богу,
царю и господину), а подчас и вовсе
уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета –
всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.
Слайд 24

Слайд 25

Глава «Счастливые» Мужики не теряют надежды найти людей, которым живётся весело

Глава «Счастливые»

Мужики не теряют
надежды найти людей,
которым живётся весело
на Руси. Но

даже за
обещание даром поить
счастливцев им не
удаётся найти таковых.
Ради дармовой выпивки
счастливцами готовы объявить себя и
надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший
дворовый человек, сорок лет лизавший
у барина тарелки с
лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.
Слайд 26

1. Дьячок уволенный В благодушестве… Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку

1. Дьячок уволенный

В благодушестве…
Коль обогреет солнышко
Да пропущу косушечку

Слайд 27

2. Старуха старая Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде

2. Старуха старая

Что у нее по осени
Родилось реп до тысячи
На небольшой

гряде
Слайд 28

3. Солдат с медалями В двадцати сражениях Я был, а не

3. Солдат с медалями

В двадцати сражениях
Я был, а не убит!
Ходил

ни сыт, ни голоден,
А смерти не дался!
За провинности нещадно бит,
А хоть пощупай – жив!
Слайд 29

4. Каменотес-олончанин Коли проснусь до солнышка Да разогнусь к полуночи Так гору сокрушу!

4. Каменотес-олончанин

Коли проснусь до солнышка
Да разогнусь к полуночи
Так гору сокрушу!

Слайд 30

5. Мужик с одышкою … по счастию И я добрел на родину,.. И легче стало мне

5. Мужик с одышкою

… по счастию
И я добрел на родину,..
И легче

стало мне
Слайд 31

6. Дворовый человек Я был любимый раб, Жена – раба любимая

6. Дворовый человек

Я был любимый раб,
Жена – раба любимая

Слайд 32

7. Крестьянин-белорус А счастье наше в хлебушке: Жую – не нажуюсь

7. Крестьянин-белорус

А счастье наше в хлебушке:
Жую – не нажуюсь

Слайд 33

8. Мужик со скулой свороченной Троих моих товарищей Сломали мишуки, А я живу, бог милостив!

8. Мужик со скулой свороченной

Троих моих товарищей
Сломали мишуки,
А я живу, бог

милостив!
Слайд 34

9. Оборванные нищие Нас у порога лавочник Встречает с подаянием

9. Оборванные нищие

Нас у порога лавочник
Встречает с подаянием

Слайд 35

ВЫВОД Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями..

ВЫВОД

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями..

Слайд 36

Ермила Гирин Реальный прототип этого персонажа - крестьянин А.Д.Потанин (1797 —

Ермила Гирин

Реальный прототип этого персонажа -
крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853),


управляющий по доверенности имением графини
Орловой, которое называли Одоевщиной
( по фамилии бывших владельцев — князей
Одоевских), а крестьяне перекрестили в
Адовщину.
Потанин прославился необычайной
справедливостью.
Некрасовский Гирин своей честностью стал
известен односельчанам ещё в те пять лет,
что служил писарем в конторе
Худую совесть надобно -
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.
Слайд 37

Особенно стал люб народу, когда взял в аренду мельницу. Когда же

Особенно стал люб народу, когда взял в аренду
мельницу. Когда же мельницу

решили продать,
Гирин выиграл торги, но у него не оказалось
денег внести задаток. И тогда «чудо
сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к
которым он обратился за помощью.
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Через неделю времени
Ермил на этой площади
Рассчитывал народ.
Слайд 38

Глава «ПОМЕЩИК» На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича

Глава «ПОМЕЩИК»

На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева.

Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика… Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.
Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!
Слайд 39

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал

Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал

сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:
Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись!..
Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному. Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:
Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..
Слайд 40

Часть 2. ПОСЛЕДЫШ На следующий день мужики выходят на берег Волги,

Часть 2. ПОСЛЕДЫШ

На следующий день мужики выходят на берег Волги, на

огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.
Странники дивятся: Дедушка! Что за чудной старик?
Слайд 41

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) –

Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) –

узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, с тем, что после его смерти подарят деревне поемные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:
Ипат сказал: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп — и весь тут сказ!»
Слайд 42

А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и

А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и

на воле им будет кто-то помыкать. Однажды он высказал барину все прямо, и того хватил удар. Очнувшись, он велел высечь Агапа, и крестьяне, чтобы не раскрыть обмана, повели его на конюшню, где поставили перед ним штоф вина: пей и кричи погромче! Агап в ту же ночь умер: тяжело было ему склониться… Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.
Слайд 43

. Глава «Крестьянка»

.

Глава «Крестьянка»

Слайд 44

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова –

 Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова –

поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. После части «Последыш» наши странники решили:
«Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!»-
Решили наши странники
И стали баб опрашивать…
Слайд 45

Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на мой

 Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на

мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа. Осанистая женщина,     Широкая и плотная,     Лет тридцати осьми.     Красива; волос с проседью,     Глаза большие, строгие,     Ресницы богатейшие,     Сурова и смугла.     На ней рубаха белая,     Да сарафан коротенький,     Да серп через плечо.
Слайд 46

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья.

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За

батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.

До замужества

Слайд 47

А выискался суженый, На горе –чужанин! Филипп Корчагин – питерщик, По

А выискался суженый,
На горе –чужанин!
Филипп Корчагин – питерщик,
По мастерству печник.
Муж был

хороший непьющий, с профессией (печник).

Замужем

Слайд 48

Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад!

Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!

Семья мужа

Слайд 49

Из всей семейки мужниной Один Савелий, дедушка, Родитель свекра-батюшки, Жалел меня… Савелий, богатырь святорусский.

Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки,
Жалел меня…

Савелий, богатырь святорусский.

Слайд 50

Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду.

Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку

деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу.
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!

Демушка

Слайд 51

После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не

После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не

может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.

ВОЛЧИЦА

Слайд 52

Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили

Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили

за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее. Был страшный год...  Волчицу ту Федотову  Я вспомнила — голодную,  Похожа с ребятишками  Я на нее была! 

ТРУДНЫЙ ГОД

Слайд 53

Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается

Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается

с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.

ГУБЕРНАТОРША

Слайд 54

Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб

Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб

они счастливую не найдут.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

БАБЬЯ ПРИТЧА

Слайд 55

Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из

Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из

четырех частей.
1.Горькое время – горькие песни.
2.Странники и богомольцы.
3.И старое и новое.
4.Доброе время – добрые песни.

Часть 4. ПИР, НА ВЕСЬ МИР

Слайд 56

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына

батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:      ... лет пятнадцати      Григорий твердо знал уже,      Что будет жить для счастия      Убогого и темного      Родного уголка 
Слайд 57

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было

темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...      А дальше? Дальше известно:      Ему судьба готовила      Путь славный, Имя громкое      Народного заступника,      Чахотку и Сибирь. 
Слайд 58

Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой

  Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ

которой благословляет на бой "такого посланца".  В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.      В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":      Рать подымается - Неисчислимая,      Сила в ней скажется Несокрушимая!
Слайд 59

В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе

В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе

мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя.
Слайд 60

В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос:

В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос:

можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.     Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:     Спасения     Я уж не чаю давно,     В мире чту только женщину, :      Золото, честь и вино.     Жить надо, старче, по-моему:     Сколько холопов гублю,     Мучу, пытаю и вешаю,     А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося... бремя грехов"...

Легенда о двух великих грешниках