Презентация на тему "Новокрестьянские поэты" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ

НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ

Слайд 3

ЦЕЛЬ УРОКА: Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии

ЦЕЛЬ УРОКА:

Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии XX

века;
Проследить поэтическую эволюцию поэтов;
Акцентировать внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти;
Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
Слайд 4

Николай Клюев (1884 - 1937гг) Сергей Есенин (1885 - 1925гг) Сергей

Николай Клюев (1884 - 1937гг) Сергей Есенин (1885 - 1925гг) Сергей

Клычков (1889 - 1937гг) Александр Ширяевец (1887 - 1924гг) Петр Орешин (1887 - 1938гг)
Слайд 5

СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ: Глубокие фольклорные традиции; В центре творчества – рассказ

СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ:

Глубокие фольклорные традиции;
В центре творчества – рассказ о горькой

доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье;
Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство;
Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
Слайд 6

Николай Клюев Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем

Николай Клюев

Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора

пройду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом
Слайд 7

Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над землей пролетит Н.Клюев

Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над

землей пролетит Н.Клюев
Слайд 8

Слайд 9

Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии Гордился своим

Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии
Гордился своим древним

старообрядческим крестьянским родом
Возводил свои истоки к «неистовому протопопу» Аввакуму
Творил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного
Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой
Слайд 10

Слайд 11

Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку»,- Гремел мой прадед Аввакум!

Когда свяжу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку»,-
Гремел мой

прадед Аввакум!
Слайд 12

Слайд 13

Н.С.Гумилев: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и

Н.С.Гумилев:

«На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной

злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»
Слайд 14

Слайд 15

Песенная, фольклорная стихия творчества Изба – святилище земли, С запечной тайною

Песенная, фольклорная стихия творчества

Изба – святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По

духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем…
В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат –
Твои певучие чернила…
(Посвящено С.Есенину)
Слайд 16

Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения; Был широко образованным

Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения;
Был широко образованным человеком:

знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки
Слайд 17

Хронология жизни 1905 год – принимал участие в революционных явлениях 1906

Хронология жизни

1905 год – принимал участие в революционных явлениях
1906 год -

заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму
1917 год – с восторгом встретил революцию
1918 год – вступил в большевистскую партию
1920 год – исключен за религиозные убеждения
1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске
1937 год - расстрел
Слайд 18

Из писем Н.Клюева: «Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще

Из писем Н.Клюева:

«Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще слаб

здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
Слайд 19

Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»? Стихотворение «Клеветникам

Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»?

Стихотворение «Клеветникам искусства»
Цикл

стихов «Разруха»
Поэма «Погорельщина»
Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии
Слайд 20

Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься

Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься

над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
Слайд 21

Сергей Клычков (Лешенков) За туманной пеленою На реке у края, Он

Сергей Клычков (Лешенков)

За туманной пеленою
На реке у края,
Он пасет себе ночное,
На

рожке играя…
Слайд 22

Своеобразие лирики: Интерес к древнеславянской мифологии Фольклорные мотивы Простота поэтической формы,

Своеобразие лирики:

Интерес к древнеславянской мифологии
Фольклорные мотивы
Простота поэтической формы, сюжета
Прозрачность содержания
Высший идеал

– природа
Тяготение к календарной обрядовой лирике
Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников
Лирический герой – одинокий мечтатель
Слайд 23

Слайд 24

Борода у него - мелкий дождичек, в бороде у него -

Борода у него - мелкий дождичек, в бороде у него -

дуга-радуга, а в руках подожок- подорожничек, - собрапся старина, видно, надолго...
Слайд 25

Слайд 26

Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный

Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный

образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков и Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта

Повязалась Лада
Шелковым платком,
Ходит Лада в поле
С липовым лотком.
Ходит Лада – сеет,
Вкруг её синеет.

Слайд 27

Слайд 28

Стихотворение «Предчувствие» (1917год) Та же Русь без конца и без края,

Стихотворение «Предчувствие» (1917год)

Та же Русь без конца и без края,
И над

нею дымок голубой –
Что же я не пою, не рыдаю
Над людьми, над собой, над судьбой?
И мне мнится: в предутрии пламя
Пред бедою затеплила даль
И сгустила туман над полями
Небывалая в мире печаль.
Слайд 29

Петр Васильевич Орешин (1887-1938гг) Соломенная Русь, куда ты? Какую песню затянуть?

Петр Васильевич Орешин (1887-1938гг)

Соломенная Русь, куда ты?
Какую песню затянуть?
Как журавли, курлычут хаты,
Поднявшись

в неизвестный путь
Слайд 30

Родом из Саратова, отец – из крестьян Окончил 3 класса городского

Родом из Саратова, отец – из крестьян
Окончил 3 класса городского училища
Подолгу

жил в деревне
Скитался по Поволжью в поисках заработка
Впервые напечатался в 1911 году
Первый сборник – «Зарево» в 1918 году
Слайд 31

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ: Образы и мотивы природы Фольклорно-сказочные мотивы Внимание к деревенскому

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ:

Образы и мотивы природы
Фольклорно-сказочные мотивы
Внимание к деревенскому укладу
Внимание к социальным

темам, темам бедности и богатства
Отражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни
Слайд 32

В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя

В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя

изменения в стране

« Комсомольцы»
«В покосе соревнуются бригады»
«На тракторе сидел я, управляя…»
«Золотая соха»
Тяжко в пору нам покосную,
Весь до косточки сломаешься.
Ах, зачем ты, жизнь несносная,
К нам, как мачеха, ласкаешься!

Слайд 33

ИТОГ УРОКА: Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной

ИТОГ УРОКА:

Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной земле,

беспокойство за её будущее.
Их поэзия безыскусна и очень искренна
Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека