Презентация на тему "Силы Света и Тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" - скачать презентации по Литературе

Содержание

Слайд 2

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой

культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Проблемы, поднятые в этом произведении, не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда.
Слайд 3

Основные персонажи романа “Мастер и Маргарита”: Иешуа Га-Ноцри Мастер Понтий Пилат

Основные персонажи романа “Мастер и Маргарита”:
Иешуа Га-Ноцри
Мастер
Понтий Пилат

Воланд
Маргарита
Задача – воссоздать портрет каждого из них, выяснить систему возможных прототипов, рассмотреть их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Все это позволяет яснее представлять их роль в романе.
Слайд 4

Проблема Света и Тьмы, Добра и Зла рассматривается как стержень, объединяющий

Проблема Света и Тьмы, Добра и Зла рассматривается как стержень, объединяющий

образы героев романа в единую систему.
Слайд 5

Представления о борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла так или

Представления о борьбе Света и Тьмы, Добра и Зла так или

иначе отражены в мифах самых различных культур
Слайд 6

Ведь смысл нашего бытия и заключён в беспредельном деятельном совершенствовании, а

Ведь смысл нашего бытия и заключён в беспредельном деятельном совершенствовании, а

материальные миры, по своему назначению – поле становления и творчества духа. Не удивительно, что борьба сил Света и Тьмы, Добра и Зла выражается в стремлении целенаправленно создавать и перестраивать мировую реальность по своим принципам
Слайд 7

Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» — это проблема взаимодействия Света

Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» — это проблема взаимодействия Света

и Тьмы, Добра и Зла. Почему в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром? Как победить Тьму и возможно ли это вообще? Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него? Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране Тьмой.
Слайд 8

В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел

В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства Булгаков отошел

от традиционных, канонических представлений, основанных на четырех  евангелиях и апостольских посланиях…
Слайд 9

Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять

Бродяга-философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять

у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей несправедливости, чьей  жертвой становится он сам. Его неизменная вера существует вопреки обыденной мудрости и наглядным уроком казни. В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена…

Иешуа на крестном его пути сопровождает Солнце - «привычный символ жизни, радости, подлинного света», «излучение жаркой и опаляющей реальности»

Слайд 10

Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как и

Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как и

сам М. Булгаков, в практическом начале. Он податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой…
В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность…
Слайд 11

У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В

У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе

четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал.
Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества."
Слайд 12

Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут

Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут

прийти в мир вечного Света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.
Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта художника.
Слайд 13

В Понтии Пилате мы видим грозного властелина, перед которым все трепещет.

В Понтии Пилате мы видим грозного властелина, перед которым все трепещет.

Он хмур, одинок, бремя жизни тяготит его…
Слайд 14

Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусость

Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусость

в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, - питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полагал и Булгаков, зависят от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти - внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести».
Слайд 15

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа

верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.
Слайд 16

…так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы,

…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той силы, что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»
Слайд 17

Булгаков не истолковывает функцию Воланда традиционно - т. е. собственно отрицательную

Булгаков не истолковывает функцию Воланда традиционно - т. е. собственно отрицательную

силу, собственно силу зла на земле. В этом и смысл самого эпиграфа и первой части романа «Мастер и Маргарита». Это метафора человеческой противоречивости, разрешение которой должно утвердить в обществе исторический оптимум. Даже карающие действия «нечистой силы» сначала дают человеку шанс проявить свою порядочность. Для цельного человека сознание чести не даст переступить черту, за которой пошлость и тунеядство. И такого человека Воланд и его свита готовы уважать. Но те, кто не сумеет выдержать подобного испытания, получат по заслугам.
Слайд 18

Воланд и его свита пытаются энергией реальных людей подключиться к пластам

Воланд и его свита пытаются энергией реальных людей подключиться к пластам

их подсознания, в особенности к их скрытым побуждениям. Но все они совершенно пассивны в тех случаях, когда люди сами могут принимать решения.
Слайд 19

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном

свете. Воланд не сеет Зло и Тьму, не внушает его, не лжет, не искушает и потому не предает. Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно.
Воланд провоцирует истину, доказывая ее от противного; с Воландом встречаются лишь «однобокие верующие». А сам Дьявол призван восстановить справедливость и равновесие добрых и злых сил. В романе нет посрамления сил безбожников, зла или его торжества. Но «добро без границ» тоже несет зло, насилие, страдания.
Слайд 20

В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым

В образе Маргариты ярко отражены творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым

эстетическим законам.
С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о Творце, о его бессмертии, о прекрасном «вечном доме», который станет ему наградой. С другой - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает «острые когти» в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола. Трудно найти в мировой литературе другое подобное смешение стилей.
Слайд 21

«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную любовь»,

«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную любовь»,

которые естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.
Слайд 22

У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на

У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на

все, даже на сделку с самим Сатаной…
Слайд 23

…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина…

…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная

женщина…