- Главная
- Литература
- Презентация на тему "Художественные системы в литературе" - скачать презентации по Литературе
Содержание
- 2. КЛАССИЦИЗМ XVII – начало XIX в. От лат. сlassicus - образцовый Обращение к образцам и формам
- 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Вторая половина XVIII в. От франц. sentimet - чувство Решение воспитательных задач посредством воздействия на
- 4. РОМАНТИЗМ Конец XVIII – первая половина XIXв. от франц. rommantisme - фантастическое Тяготение к субъективному, интуитивному,
- 5. XIX – XX вв. От лат. realis – действительный. Реализм может определять разнородные явления, объединенные понятием
- 6. МОДЕРНИЗМ Конец XIX – XX в. от франц. moderne – новейший, современный Задача создания новой художественной
- 7. СТИХОСЛОЖЕНИЕ (ВЕРСИФИКАЦИЯ) Способы организации звукового состава стихотворной речи Свободный стих (верлибр) Стих, не имеющий метра и
- 10. РИФМА от греч. rhythmos - плавность, соразмерность Созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и
- 11. ГРУППЫ РИФМ ПО СЛОГОВОМУ ОБЪЕМУ ЖЕНСКАЯ РИФМА Ударение на предпоследнем слоге: дрожа’ла. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение на
- 13. Скачать презентацию
КЛАССИЦИЗМ
XVII – начало XIX в. От лат. сlassicus - образцовый
Обращение к
КЛАССИЦИЗМ
XVII – начало XIX в. От лат. сlassicus - образцовый
Обращение к
Принцип рационализма. Культ разума.
Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения.
Соблюдение в драме единства времени, места и действия.
Стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления.
Обращение к общественной проблематике.
Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности.
Спрямленность подачи человеческих характеров.
Идеализация героев.
------------------------------------------------------------------------
Представители классицизма в России: А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов,
В.П.Сумароков, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Вторая половина XVIII в. От франц. sentimet - чувство
Решение воспитательных задач
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Вторая половина XVIII в. От франц. sentimet - чувство
Решение воспитательных задач
Культ «естественных» чувств.
Признание добродетели как природного свойства человека.
Способность к состраданию как черта идеального человека.
Обращение к повседневности и интерес к сельской теме.
Создание идиллической картины действительности. Культ природы.
Раскрытие богатства духовного мира простолюдина.
Внимание к внутреннему миру человека.
-----------------------------------------------------------------------------------
Представители сентиментализма в России: А.Н.Радищев (отдельные черты творчества), В.А.Жуковский (раннее творчество), Н.М.Карамзин.
РОМАНТИЗМ
Конец XVIII – первая половина XIXв. от франц. rommantisme - фантастическое
Тяготение
РОМАНТИЗМ
Конец XVIII – первая половина XIXв. от франц. rommantisme - фантастическое
Тяготение
Задача не воссоздания, а пересоздания действительности.
Изображение исключительных характеров и необычных обстоятельствах.
Интерес к сложному и противоречивому внутреннему миру человека.
Утверждение человеческой индивидуальности.
Смешение высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного.
Трагический разлад мечты и действительности.
Признание недостижимости идеала.
Романтическое двоемирие
Утверждение романтических ценностей (свобода, борьба, любовь, природа)
----------------------------------------------
Представители романтизма в России: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин (отдельные периоды творчества), М.Ю.Лермонтов
XIX – XX вв. От лат. realis – действительный.
Реализм может определять
XIX – XX вв. От лат. realis – действительный.
Реализм может определять
Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности.
Правдивое отражение мира, широкий охват действительности.
Историзм.
Отношение к литературе как средству познания человеком себя и окружающего мира.
Отношение связи человека и среды.
Типизация характеров и обстоятельств.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Писатели-реалисты в России: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И.А.Бунин и др.
РЕАЛИЗМ
МОДЕРНИЗМ
Конец XIX – XX в. от франц. moderne – новейший, современный
Задача
МОДЕРНИЗМ
Конец XIX – XX в. от франц. moderne – новейший, современный
Задача
Попытки построения эстетической гармонии путем искусственного обеднения картин жизни.
Отражение кризисного сознания:
изоляция человека от окружающего мира, замкнутость, отчужденность, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества, абсурдность человеческого существования.
Изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу.
Поиск новых форм выражения сокровенного мира личности.
Установка на многообразие субъективных интерпретаций бытия.
----------------------------------------------------
Представители модернизма в России: Ф.Сологуб, Л.Андреев.
В русской поэзии серебряного века модернизм представлен рядом художественных течений (символизм, акмеизм, футуризм) и творчеством поэтов, не примкнувших к какой-либо из поэтических школ
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (ВЕРСИФИКАЦИЯ)
Способы организации звукового состава стихотворной речи
Свободный стих (верлибр)
Стих, не имеющий
СТИХОСЛОЖЕНИЕ (ВЕРСИФИКАЦИЯ)
Способы организации звукового состава стихотворной речи
Свободный стих (верлибр)
Стих, не имеющий
«Она пришла с мороза, /Раскрасневшаяся./ Наполнила комнату/ Ароматом воздуха и духов…» (А.Блок)
Силлабическая система (слоговая)
Разное число слогов в строке.
Система неорганична русскому языку, для которого характерно ударение, не закрепленное за определенным слогом. Она просуществовала в русской культуре с 17 по 18 в.
«Наука ободрана в лоскутах обшита/ Из всех почти домов с ругательством сбита./ Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы,/ Как страдавши на море корабельной службы». (А.Д.Кантемир)
Тоническая система (ударная)
Разное количество ударных слогов в строке.
Безударные группируются свободно.
Акцентный стих
Скрипка издергалась, упрашивая, / и вдруг разревелась,/ так по-детски,/ что барабан не выдержал…» (В.В.Маяковский)
Народный стих
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Дольник
Размер занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения. Соединяет в один стих двусложные и трехсложные размеры.
А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»
Силлабо-тоническая система (слогоударная)
Главная единица – стопа.
В строке может быть от двух до шести стоп (другие случаи редки): например, двустопный хорей, четырехстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий.
Последовательная комбинация ударных и безударных слогов строго не выдерживается, система допускает отклонения:
пиррихий – в стопе нет ударного слога (облегченная стопа);
спондей – в стопе два ударения (утяжеленная стопа)
РИФМА
от греч. rhythmos - плавность, соразмерность
Созвучие концов стихов или полустиший,
отмечающее их
РИФМА от греч. rhythmos - плавность, соразмерность Созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их
ГРУППЫ РИФМ
По положению в строфе
ОХВАТНАЯ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА (абба)
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что , может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Ф.И.Тютчев)
СМЕЖНАЯ РИФМА (аабб)
Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сновидении ей!
(А.А.Фет)
ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМА (абаб)
И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит. На поля и горы
Уже мороз бросает по утрам
Свои сребристые узоры.
(Е.А.Баратынский)
ГРУППЫ РИФМ
ПО СЛОГОВОМУ ОБЪЕМУ
ЖЕНСКАЯ РИФМА
Ударение на предпоследнем слоге: дрожа’ла.
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
Ударение на
ГРУППЫ РИФМ
ПО СЛОГОВОМУ ОБЪЕМУ
ЖЕНСКАЯ РИФМА
Ударение на предпоследнем слоге: дрожа’ла.
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
Ударение на
МУЖСКАЯ РИФМА
Ударение на последнем слоге: косте’р.
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
Ударение на четвертом слоге от конца: прислу’шиваться.
ОТКРЫТАЯ РИФМА
Оканчивается гласным звуком: молва.
ЗАКРЫТАЯ РИФМА
Оканчивается согласным звуком: простор.