Презентация по литературе Сатирический пафос лирики В.Маяковского

Содержание

Слайд 2

Дрянь пока что мало поредела. Дела много – только поспевать. Надо

Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много –
только поспевать.
Надо
жизнь

сначала переделать.
Переделав –
можно воспевать.
В. В. Маяковский
Слайд 3

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то

«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то

там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева.
Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.
Слайд 4

Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и

Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и

для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:
А язык?!
На метров тридцать
Догонять
Начальство
Вылез...
Слайд 5

Слайд 6

Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во

Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во

взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.
Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.
Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».
Слайд 7

стихотворение «Нате!», 1913 г. . Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь

стихотворение «Нате!», 1913 г.

. Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену

десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
Слайд 8

«В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»… Стихотворение с

«В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»…
Стихотворение с вызывающим

названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать» (А.А.Михайлов)
- Согласны ли вы с тем, что произведение свидетельствует о полном разладе поэта с миром, в котором он живёт? Почему?
- Кто , по вашему мнению, является адресатом этого стихотворения? Почему учёный даже само название стихотворения «Нате!» называет «вызывающим»?
Слайд 9

Чтение и анализ стихотворений «Прозаседавшиеся», «О дряни».

Чтение и анализ
стихотворений «Прозаседавшиеся»,
«О дряни».

Слайд 10

Задание: 1. Стихотворение имеет отчетливо выраженный политический смысл. Каков он, как

Задание:

 1. Стихотворение имеет отчетливо выраженный политический смысл. Каков он, как участвуют в его

реализации точно выписанные бытовые подробности?   2. Охарактеризуйте приемы, говоря словами Маяковского, «правильной сатирической обработки слова», призванные вызвать у читателя смех.
Слайд 11

Примерный анализ стихотворения В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое

Примерный анализ стихотворения
В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое произведение,

обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.
Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».
Слайд 12

Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только

Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только

в мире вещей.
Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет
...из штанов
выглядывать,
как коралловый риф.
Слайд 13

Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса

Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса

в алой рамочке, и газета «Известия». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».
«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и клетками с «оголтелыми канареицами».
Слайд 14

Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие

Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие

идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот,
Да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити...
скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
Слайд 15

Думается, стихотворением «О дряни» автор предостерегает от такого поворота к будущему, показывая нежизненность идей мещанства.

Думается, стихотворением «О дряни» автор предостерегает от такого поворота к будущему,

показывая нежизненность идей мещанства.