Притча как жанр в литературе

Содержание

Слайд 2

Задачи моего проекта Узнать и рассказать вам о жанре «притча». Определить

Задачи моего проекта

Узнать и рассказать вам о жанре «притча».
Определить его

отличительные признаки.
Изучить историю появления и создателей этого жанра.
Найти ярких представителей последователей и их произведения, написанные в этом жанре.
Найти и показать все характерные притче признаки в книге У.Голдинга «Повелитель Мух».
Слайд 3

Притча (англ. Preach – проповедь) — это маленький рассказ, несущий какое-либо

Притча (англ. Preach – проповедь) — это маленький рассказ, несущий какое-либо

поучение (премудрость). Их полезно время от времени перечитывать и задумываться о самом важном. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории*.
Словарь В.И.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере».
*Аллегория - иносказание, передача отвлеченной идеи, мысли через образ.
Слайд 4

при и тча Жанр «притча» появился на Востоке в древности, где

при и тча

Жанр «притча» появился на Востоке в древности, где любили

говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием ("поучением"), например «Притчи Соломона».

Церковнославянское слово “притча” состоит из двух частей: .

Корень слова “притча” - “тча, теча, теку” (бегу, поспешаю).
В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия (“паре” - при, “мия” - путь) значит, “припутное”, “при пути”, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути жизни.

Слайд 5

Любимые темы притчи – правда и ложь, жизнь и смерть, человек

Любимые темы притчи – правда и ложь, жизнь и смерть, человек

и бог и т.д.
Притча близка к басне, но отличается от неё значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуацию бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера», это некий человек. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком.

Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»

Слайд 6

Жанровые признаки притчи: малый объем сказовая форма кольцевая композиция сюжет из

Жанровые признаки притчи:
малый объем
сказовая форма
кольцевая композиция
сюжет из обыденной жизни
иносказание
отвлеченное понятие
нравоучение

Иллюстрация

к «Притчам Царя Соломона»
Слайд 7

Притчи писал ещё сам Соломон в X веке до нашей эры

Притчи писал ещё сам Соломон в X веке до нашей эры

(965 — 928 до н. э.). А также они были изложены в Библии.
В русскую литературу притча пришла вместе с христианством. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам. Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к "высокому штилю". К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина "Сапожник".
Писатели включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи утверждает общечеловеческие ценности.
Слайд 8

САПОЖНИК (ПРИТЧА) Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал;

САПОЖНИК (ПРИТЧА)
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть,

исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!
Слайд 9

Притча и её признаки в книге Уильяма Голдинга «Повелитель Мух» Жанр

Притча и её признаки в книге Уильяма Голдинга «Повелитель Мух»

Жанр притчи

достаточно сильно и глубоко укрепился в английской литературе. К нему обращались многие известные и талантливые писатели, к примеру Свифт, Льюис, Оруэлл и другие. Английская притча всегда затрагивала какие-то обыденные, житейские мелочи. Нередко какие-то важные и очень значимые мысли писатели доносили до читателя в игровых и развлекательных мелочах. Еще одной особенностью английских притч была их неразрывная связь с историей, особенно политической.

«Приключения Гулливера», книга Джонатана Свифта

Слайд 10

Роман Голдинга шокирует читателя, повергает в размышления и несомненно призван отвратить

Роман Голдинга шокирует читателя, повергает в размышления и несомненно призван отвратить

от неверного пути. Уильям затрагивает немало острых социальных вопросов общественной жизни начала XX века. Автор указывает не только на важные проблемы времени, но и на их причины, а также на возможности решения этих проблем.
Всё произведение пропитано философским смыслом, хотя пародийные элементы тоже присутствуют. Пути развития человечества, взаимоотношение личности и общества, несовершенство человеческой души, зло в человеке - обо всем этом писатель размышляет на протяжении всего романа.
Слайд 11

Не случайно пространство, на котором развивается действие, ограничено. Остров уже не

Не случайно пространство, на котором развивается действие, ограничено. Остров уже не

первый раз используется в литературе. Притчи по своей сути рассказывают о некоем эксперименте над человеком. Для того чтобы ничто и никто не мог помешать этому эксперименту, автор ограничивает пространство вокруг героев, создавая непроходимую границу - океан. Как уже говорилось, английские притчи всегда связаны с историей Англии – страны, расположенной на островах.
Герои Голдинга, попав на необитаемый остров, поначалу ведут себя обычно. Автору было необходимо показать на ярком контрасте изменения в человеческой душе, в поведении детей. Поначалу мальчики живут цивилизованно, как и полагается. Дети стараются остаться вместе, построить свое небольшое общество. Но постепенно каждый из детей начинает думать лишь о себе, в них просыпается зверь, за которым они охотились. Голова свиньи – это лишь образ Повелителя Мух, на самом деле это всё гнилое, бесчеловечное, ужасное, что скрывается в душе.
Слайд 12

Я заметил, что в романе присутствует противопоставление кольцевой композиции. Начинается всё

Я заметил, что в романе присутствует противопоставление кольцевой композиции. Начинается всё

с того, что мальчики одни на острове и им нравится жить без взрослых, они им не нужны. А в конце эти же взрослые спасают их, в мальчишках просыпается человечность, они плачут, но совершённое не вернуть. Всё состояние детей кардинально отличается. Повелитель Мух (как зло) остаётся загадкой. Лишь образ-символ – свиная голова, перекликающаяся с прекрасной раковиной, даёт понять читателю, что зло и добро едины, но уловить их связь бывает тяжело.

Рог – символ добра, демократии и разума Рушится обществом

Голова свиньи – символ зла, бесчеловечности
Принимается обществом

Главные образы-символы

Слайд 13

В своём романе Голдинг показал всю суть общества - как стаи.

В своём романе Голдинг показал всю суть общества - как стаи.

Люди не примиряются с Саймоном и Хрюшей, с их открытием о том, что зверь – это мы все. Все, кроме Ральфа, Джека и Хрюши, лишь плывут по течению событий, не влияя ни на что. Даже после зверского убийства Хрюши и Саймона они предпочитают забыть случившееся и жить дальше. У всех героев разные позиции. В романе нет хорошего героя, даже Ральфу присущи зло и страх.
Огонь, как ещё один образ-символ, предупреждает читателя о последующих событиях и об обстановке в обществе вообще.
Общество – очень сильная, но в то же время и хрупкая структура, где у всех людей разное мнение, что и влияет на власть(Джек и Ральф), на веру(поклонение Повелителю мух), на идеологии(Хрюша и Саймон).