Проект Путь к сотворчеству учителя и ученика на уроках литературы

Содержание

Слайд 2

Образование – это путь в будущее, это Образование – это путь

Образование – это путь в будущее, это

Образование – это путь

в будущее, это способ жизни. Это надежда на преодоление глобального кризиса современной цивилизации, на создание необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития человечества. Современное образование предполагает открытость будущему, его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера.
Слайд 3

Цели проекта СФОРМИРОВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЕЕ СУЩНОСТИ

Цели проекта

СФОРМИРОВАТЬ ПРОЧИТАННОЕ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЕЕ СУЩНОСТИ

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
СОЗДАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ТЕМЫ, КОТОРЫЙ ОТПЕЧАТЫВАЕТСЯ В ПАМЯТИ, ВЫСТРАИВАЕТ ЦЕПОЧКУ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ – АССОЦИАЦИЙ
СОЗДАТЬ ОРИЕНТИР И СТИМУЛЯТОР ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ РАБОТЫ Современная концепция образования в своей основе содержит такую

АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННОЙ РАБОТЫ

Современная концепция образования в своей основе содержит такую

цель, как создание
образованного интеллектуального общества, и относит это к разряду национального богатства.
Продекларирована ценность духовного здоровья человека и от учителей требуется
воспитать учеников, стремящихся к творчеству, умеющих решать нестандартные задачи.
Сегодня перед школой поставлена задача воспитать патриота, личность, которая может быть
ответственна перед собой и обществом, гражданина, уважающего права и свободы человека.
Но как это сделать?
Сегодня учитель литературы оказывается зажатым между необходимостью постоянно
доказывать, что нельзя уменьшать часы литературы в курсе школьной программы, и
современным школьником, на которого огромным потоком из средств массовой информации
льется развлекательно-криминальная информация.
К сожалению, сегодня урок литературы – это почти единственный «островок»
нравственности и духовности в школе, где еще продолжается борьба за сердце подрастающего
человека. От того, как сегодня учитель-словесник сумеет разбудить всё лучшее в ребенке,
завтра будет зависеть нравственный климат в стране.
Все вышесказанное заставляет меня постоянно идти в ногу со временем,
экспериментировать, использовать элементы современных педагогических технологий.
Основной принцип каждого урока – это принцип «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
Слайд 5

В последнее время на уроках литературы в старших классах я достаточно

В последнее время на уроках литературы в старших классах я достаточно

часто использую опорные схемы-конспекты. Особенно они помогают учащимся при изучении крупных произведений.
Каждый урок литературы подобен лестнице, и опорная схема-конспект – это лишь первая, базовая ее ступенька, с которой необходимо подниматься выше, к философскому постижению изучаемого текста. Каждый объемный роман – это целый мир мыслей и чувств. Грамотно построенная опорная схема-конспект помогает систематизировать прочитанное, представить огромный и разнородный поток мыслей и образов как целое, как единую систему. Ведь опорная схема-конспект – это не что иное, как изображение сущности и взаимодействия составляющих этой системы. При изучении произведений опорной схеме уделяется всего лишь пять – восемь минут, а потом дискуссии, споры, поиски… В процессе диалога возникает множество вопросов, учитель предлагает различные творческие задания. На тех уроках, на которых используются такие схемы, учитель постоянно говорит: «Все ответы есть в тексте. Читайте, находите, аргументируйте свою точку зрения.» Такая совместная работа учителя-ученика – это поиск, стремление заинтересовать ребят классикой, научить задумываться над жизнью и своим местом в ней, находить ответы «на вечные вопросы» в книгах великих писателей. Каждая опорная схема-конспект представляется ребятам с описанием, которое является минимальным, но обязательно сюжетно оформленным исходным знанием для последующей работы. В течение следующих уроков этот конспект продолжает оставаться на доске, так как он не только высвечивает примерную перспективу работы над произведением, но и создает в сознании учеников зрительный образ темы в целом, который надежно отпечатывается в памяти, выстраивает цепочку последовательных знаний-ассоциаций. Важность этого процесса мы особенно оценим при повторении пройденного.
Слайд 6

Слайд 7

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Слайд 8

Повесть «Княжна Мери» Повесть «Максим Максимыч» Повесть «Фаталист» Повесть «Бэла» Повесть «Тамань» ДНЕВНИК ПЕЧОРИНА

Повесть
«Княжна Мери»

Повесть
«Максим Максимыч»

Повесть
«Фаталист»

Повесть
«Бэла»
Повесть
«Тамань»

ДНЕВНИК ПЕЧОРИНА

Слайд 9

Опорная схема-конспект к драме А.Н. Островского «Гроза»

Опорная схема-конспект к драме А.Н. Островского «Гроза»

Слайд 10

Система персонажей Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.

Система персонажей Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.

Слайд 11

Обличение самодурства и невежества в драме А.Н. Островского «Гроза»

Обличение самодурства и невежества в драме А.Н. Островского «Гроза»

Слайд 12

Положение русской женщины в XIX века и в наше время

Положение русской женщины в XIX века и в наше время

Слайд 13

XIX век и наше время

XIX век и наше время

Слайд 14

Русские критики о драме А.Н. Островского «Гроза»

Русские критики о драме А.Н. Островского «Гроза»

Слайд 15

По драме А.Н. Островского «Гроза»

По драме А.Н. Островского «Гроза»

Слайд 16

К роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

К роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ К ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Слайд 20

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ СЕМЬ МУЖИКОВ-ПРАВДОИСКАТЕЛЕЙ В ПОИСКАХ СЧАСТЛИВОГО («ПОКОЙ», «БОГАТСТВО»,

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ

СЕМЬ МУЖИКОВ-ПРАВДОИСКАТЕЛЕЙ В ПОИСКАХ СЧАСТЛИВОГО
(«ПОКОЙ», «БОГАТСТВО», «ПОЧЕТ»)
Д О

Р О Г А
«КОМУ ЖИВЕТСЯ ВЕСЕЛО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?»
ВСЯ РУСЬ
Слайд 21

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ В ПОЭМЕ

Слайд 22

Григорий Добросклонов – народный заступник?

Григорий Добросклонов – народный заступник?

Слайд 23

Три сюжетные линии в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Три сюжетные линии в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Слайд 24

Слайд 25

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ «РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ «РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ»

Слайд 26

Слайд 27

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Двойники Р. Раскольникова»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Двойники Р. Раскольникова»

Слайд 28

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Антиподы Р. Раскольникова»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «Антиподы Р. Раскольникова»

Слайд 29

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

ОПОРНАЯ СХЕМА-КОНСПЕКТ Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

Слайд 30

ПУТЬ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО «+» *Смерть *Любовь ко всем людям *

ПУТЬ ИСКАНИЙ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

«+» *Смерть
*Любовь ко всем людям
* Любовь

к Наташе
* Бородино
*Со всеми за Отечество
*Любовь к Наташе
*Отрадное
*
«Нет, жизнь *С Пьером на пароме
не кончилась…»
*Желание славы
*Тихое семейное
счастье. Сын
*Шенграбен
*Аустерлиц
«-» (его Тулон) *Презрение к Наташе
*Желание убить А.Курагина
Слайд 31

ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА Смерть отца Дуэль с Разочарование Плен Декабризм

ПУТЬ ИСКАНИЙ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Смерть отца Дуэль с Разочарование Плен Декабризм
Долоховым

в масонстве знакомство с 1825 год
Коротаевым
* * * * *
*Золотая *Преобразование
Молодежь Пьера
* * * * *
1805 год Женитьба В среде 1812 год Семья и любовь
Салон на Элен массонов Пьер на к Наташе
А.П. Шерер Бородинском
(увлечение поле и в
Наполеоном) осажденной
французами
Москве
Слайд 32

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ПО РОМАНУ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Слайд 33

Опорная схема-конспект к сюжетной линии «Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат»

Опорная схема-конспект к сюжетной линии «Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат»

Слайд 34

Слайд 35

«Проблема творчества и судьбы художника. Мастер и его ученик» (По роману

«Проблема творчества и судьбы художника. Мастер и его ученик» (По роману

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Патриаршие
пруды

Поэт
Иван
Бездомный

Встреча
с Воландом


Типичная жизнь члена МАССОЛИТА

Купание в
Москве-реке

Больница

клятва

Последняя
встреча с Мастером

Бездумие

П е р е р о ж д е н и е

Духовное
наследие профессор
И.Н.Понырев

прозрение

Слайд 36

«Милосердие в романе» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Три

«Милосердие в романе» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Три раза

милосердие торжествует в романе:
В Варьете, когда после крика Воланд возвращает голову Бенгальскому.
Носовой платок для Фриды как знак ее прощения.
При прощении Понтия Пилата.
Слайд 37

Опорная схема-конспект в пьесе М. Горького «На дне»

Опорная схема-конспект в пьесе М. Горького «На дне»

Слайд 38

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Слайд 39

Опорные схемы-конспекты к роману-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»

Опорные схемы-конспекты к роману-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон»

Слайд 40

СТРУКТУРА РОМАНА

СТРУКТУРА РОМАНА


Слайд 41

Женщины в судьбе Григория Мелехова - хозяйство дети всепоглощающая - вызов

Женщины в судьбе Григория Мелехова

- хозяйство дети всепоглощающая - вызов хутору
-

собственность традиции страсть - душевная
- земля близость
- хутор - общее
мироощущение
НАТАЛЬЯ АКСИНЬЯ
- сильный характер - насилие отца
- верность - несчастное замужество
- семья - битая мужем
- смерть - семейный плен
- смерть дочки
- смерть
«За всю свою горькую жизнь отлюблю»
«Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь так исступленно горели они одним бесстыдным полымем,
людей не совестясь и не каясь… что теперь на них при
встречах почему-то стыдились люди смотреть»
Слайд 42

А к м е и з м

А к м е и з м

Слайд 43

Слайд 44

Ф у т у р и з м

Ф у т у р и з м

Слайд 45

Слайд 46

СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

СХЕМЫ-КОНСПЕКТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Слайд 47

Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения

Слайд 48

Значение творчества писателя

Значение творчества писателя

Слайд 49

Сравнение персонажей («лишних» людей) в русской литературе

Сравнение персонажей («лишних» людей) в русской литературе

Слайд 50

СХЕМА РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ План разбора лирического стихотворения Название, дата написания.

СХЕМА РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

План разбора лирического стихотворения
Название, дата написания.
Реально – биографический

и фактический комментарий.
Жанровое своеобразие.
Идейное содержание:
ведущая тема;
основная мысль;
эмоциональная окраска;
преобладающие интонации.
Структура стихотворения:
сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству,
по контрасту,
по смежности,
ассоциативно,
по умозаключению;
Основные изобразительные средства:
Метафора,
Метонимия,
Сравнение,
Аллегория,
Символ
Гипербола,
Литота,
Ирония,
Сарказм,
Перифраза и т.д.
Слайд 51

с) речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический

с) речевые интонационно-синтаксические особенности:
эпитет,
повтор,
антитеза,
инверсия,
эллипс,
параллелизм,
риторический вопрос,
обращение,
восклицание и т.д.;
основные ритмические особенности:
ямб, хорей,

пиррихиний, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест;
рифма:
мужская,
женская,
дактилическая,
точная – неточная,
богатая,
простая,
составная и т. Д.;
Способы рифмовки:
парная,
перекрестная,
кольцевая;
Слайд 52

Строфика: одно-, дву-, трех- … - восьмистишие, сонет, онегинская строфа, прозаическая

Строфика:
одно-, дву-, трех- … - восьмистишие,
сонет,
онегинская строфа,
прозаическая строфа и т.д.;
Инструментовка:
эвфония (благозвучие),
звукозапись

(аллитерация, ассонанс) и т.д.
Черты лирического героя.
Ваше восприятие произведения.
Слайд 53

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИЛИ ПЕРСОНАЖА А. Место персонажа в системе

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИЛИ ПЕРСОНАЖА

А. Место персонажа в системе образов

произведения.
Б. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
Социальное и материальное положение.
Внешность.
Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей:
а) характер деятельности и основные жизненные устремления;
б) влияние на окружающих.
Область чувств:
а) отношение к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
Авторское отношение к персонажу.
Личные черты, которые выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) предысторией или биографией;
д) через цепь поступков;
е) в речи;
ж) окружающей обстановкой.
В. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
Слайд 54

Слайд 55

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ-КОНСПЕКТОВ Учащиеся овладели навыком выстраивания сюжетных линий как

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СХЕМ-КОНСПЕКТОВ
Учащиеся овладели навыком выстраивания сюжетных линий как единой

системы всего произведения.
Выработано понимание роли и значимости каждого литературного персонажа в композиционном построении произведения.
Создана лаконичная и эффективная система для работы по повторению изученного в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.
Система открыта и востребована коллегами для использования на уроках литературы.
Учащиеся вовлечены в работу по созданию опорных схем-конспектов, что способствует развитию логического и творческого мышления.
Слайд 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью каждого урока я ставлю пробуждение интереса и творческого начала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью каждого урока я ставлю
пробуждение интереса и творческого
начала в

каждом ребенке. При помощи
таких опорных схем-конспектов удается
от абстрактных, обобщенных
теоретических понятий привести ученика к
конкретному анализу произведения. При
этом мы с ребятами упражняемся в
самостоятельном анализе текста, находим
в нем основные структурные элементы,
просматриваем их взаимосвязь и роль в
раскрытии авторских идей и авторского
отношения к жизни, пытаемся понять не
только позицию писателя, но и наше
личностное, читательское отношение к его
точке зрения.